Каштанка белый пудель и другие истории о животных

Каштанка, Белый пудель и другие истории о животных

Каштанка, Белый пудель и другие истории о животных

Автор: Чехов Антон Павлович, Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович, Лесков Николай Семенович, Куприн Александр Иванович, Пришвин Михаил Михайлович
Издатели: Олма-Пресс, год выпуска 2004
ISBN: 5-94849-376-8
Год: 2004

Описание:
В книгу вошли самые известные произведения о животных, написанные классиками русской литературы 19-20 веков: А. Чеховым, А. Куприным, М. Пришвиным, А. Грином, Б. Житковым и другими. Цветные и черно-белые иллюстрации В. Бастрыкина. Для чтения взрослыми детям.

М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование , 2004 г.

Тип обложки: твёрдая

Формат: 70×108/16 (170×260 мм)

Рассказы и повесть российских авторов о животных.

Иллюстрации на обложке и внутренние иллюстрации В. Бастрыкина.

  1. А. Чехов. Каштанка (рассказ), стр. 7-23
  2. А. Чехов. Белолобый (рассказ), стр. 24-30
  3. Н. Лесков. Зверь (рассказ), стр. 31-50
  4. Д. Мамин-Сибиряк. Емеля-охотник (рассказ), стр. 51-57
  5. Д. Мамин-Сибиряк. Приёмыш (рассказ), стр. 58-65
  6. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка (сказка), стр. 66-73
  7. Д. Мамин-Сибиряк. Старый воробей (рассказ), стр. 74-81
  8. Д. Мамин-Сибиряк. Богач и Еремка (рассказ), стр. 82-95
  9. Д. Мамин-Сибиряк. Умнее всех (сказка), стр. 96-104
  10. А. Куприн. Ёж (рассказ), стр. 105-108
  11. А. Куприн. Скворцы (рассказ), стр. 109-115
  12. А. Куприн. Барбос и Жулька (рассказ), стр. 116-119
  13. А. Куприн. Ю-ю (рассказ), стр. 120-130
  14. А. Куприн. Завирайка (рассказ), стр. 131-140
  15. А. Куприн. Рыжие, гнедые, серые, вороные (цикл), стр. 141-160
  16. А. Куприн. Пиратка (рассказ), стр. 161-168
  17. А. Куприн. Собачье счастье (рассказ), стр. 169-176
  18. А. Куприн. Белый пудель (рассказ), стр. 177-174
  19. А. Куприн. Слон (рассказ), стр. 205-214
  20. А. Куприн. Изумруд (рассказ), стр. 215-230
  21. М. Пришвин. Жень-Шень (повесть), стр. 231-298
  22. М. Пришвин. Из книги «Календарь природы», стр. 299-322
    1. М. Пришвин. Школа в кустах (рассказ), стр. 299-301
    2. М. Пришвин. Ярик (рассказ), стр. 302-305
    3. М. Пришвин. Верный (рассказ), стр. 306-311
    4. М. Пришвин. Кэт (рассказ), стр. 312-317
    5. М. Пришвин. Волки-отцы (рассказ), стр. 318-322
    6. М. Пришвин. Рассказы егеря. Из книги «Охотничьи были», стр. 323-342
      1. М. Пришвин. Ёж (рассказ), стр. 323-324
      2. М. Пришвин. Луговка (рассказ), стр. 325
      3. М. Пришвин. Птицы под снегом (рассказ), стр. 326-327
      4. М. Пришвин. Гаечки (рассказ), стр. 328
      5. М. Пришвин. Предательская колбаса (рассказ), стр. 329-331
      6. М. Пришвин. Дергач и перепёлка (рассказ), стр. 332
      7. М. Пришвин. Нерль (рассказ), стр. 333-342
      8. И. Шмелёв. Мой Марс (рассказ), стр. 333-369
      9. И. Шмелёв. Мэри (рассказ), стр. 370-408
      10. А. Грин. Гриф (рассказ), стр. 409-414
      11. А. Грин. Медвежья охота (рассказ), стр. 415-424
      12. Б. Житков. Про волка (рассказ), стр. 425-437
      13. Б. Житков. Роман Маркиза (рассказ), стр. 438-440
      14. Для ознакомления представлена только часть иллюстраций, вошедших в издание.

        Александр Куприн, антология

ISBN: 5-94849-376-8
Год издания: 2004
Издательство: ОЛМА-ПРЕСС Образование
Серия: 500 золотых страниц о животных
Язык: Русский

В книгу вошли самые известные произведения о животных, написанные классиками русской литературы XIX-XX вв.: А.Чеховым, А.Куприным, М.Пришвиным, А.Грином, Б.Житковым и другими писателями.

Лучшая рецензия на книгу

Так, пытаясь себя в этом убедить, прошло чтение этих нескольких страниц. Как правдоподобно рассказать про собачку? Нужно думать как собачка, нужно быть собачкой. Чехов был собачкой. Можно стать Каштанкой, вместе с ней бродить по холодище и подгибать лапки от мороза. Волноваться и нервничать, не понимать, ну как толпа могла нас разделить.

Рыдать можно и нужно с первой минуты и до последней. С того момента, как Каштанка потеряла своего любимого хозяина и оказалась в неизвестсности. В страшной и ужасной неизвестности с неизвестным незнакомцем у которого даже и мебели то нет. Который даже не знает, какие развлечения нравятся Каштанке, который, обоже, называет Каштанку Теткой.

Реву. Опять реву.

Каштанка не настоящая собака, ее придумал Чехов
Каштанка не настоящая собака, ее придумал Чехов
Это все не правда
Это все не правда

Рыдать можно и нужно с первой минуты и до последней. С того момента, как Каштанка потеряла своего любимого хозяина и оказалась в неизвестсности. В страшной и ужасной неизвестности с неизвестным незнакомцем у которого даже и мебели то нет. Который даже не знает, какие развлечения нравятся Каштанке, который, обоже, называет… Развернуть

Каштанка
Автор: Антон Чехов
стр. 7-23
Белолобый
Автор: Антон Чехов
стр. 24-30
Зверь
Автор: Николай Лесков
стр. 31-50
Емеля-охотник
Автор: Дмитрий Мамин-Сибиряк
стр. 51-57
Приёмыш
Автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
стр. 58-65
Серая Шейка
Автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
стр. 66-73
Старый воробей
Автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
стр. 74-81
Богач и Еремка
Автор: Дмитрий Мамин-Сибиряк
стр. 82-95
Умнее всех
Автор: Дмитрий Мамин-Сибиряк
стр. 96-104
Еж
Автор: А. И. Куприн
стр. 105-108
Скворцы
Автор: Александр Куприн
стр. 109-115
Барбос и Жулька
Автор: Александр Иванович Куприн
стр. 116-119
Ю-ю
Автор: Александр Иванович Куприн
стр. 120-130
Завирайка
Автор: Александр Куприн
стр. 131-140
Рыжие, гнедые, серые, вороные (цикл)
Автор: А. Куприн
стр. 141-160
Илья Бырдин
Автор: Александр Куприн
Рыжие, гнедые, серые, вороные (цикл)
Великий размах
Автор: Александр Куприн
Рыжие, гнедые, серые, вороные (цикл)
Могучий
Автор: Александр Куприн
Рыжие, гнедые, серые, вороные (цикл)
Крутой характер
Автор: Александр Куприн
Рыжие, гнедые, серые, вороные (цикл)
Пиратка
Автор: Куприн А. И.
стр. 161-168
Собачье счастье
Автор: Александр Куприн
стр. 169-176
Белый пудель
Автор: Александр Куприн
стр. 177-204
Слон
Автор: Александр Куприн
стр. 205-214
Изумруд
Автор: Александр Куприн
стр. 215-230
Жень-шень
Автор: Михаил Пришвин
стр. 231-298
Из книги «Календарь природы»
Автор: Михаил Пришвин
стр. 299-322
Школа в кустах
Автор: Михаил Пришвин
стр. 299-301
Ярик
Автор: Михаил Пришвин
стр. 302-305
Верный
Автор: Михаил Пришвин
стр. 306-311
Кэт
Автор: Михаил Пришвин
стр. 312-317
Волки-отцы
Автор: Михаил Пришвин
стр. 318-322
Рассказы егеря. Из книги «Охотничьи были»
Автор: Михаил Пришвин
стр. 323-342
Ёж
Автор: Михаил Пришвин
стр. 323-324
Луговка
Автор: Михаил Пришвин
стр. 325
Птицы под снегом
Автор: Михаил Пришвин
стр. 326-327
Гаечки
Авторы: Михаил Пришвин, Николай Сладков
стр. 328
Предательская колбаса
Автор: Михаил Пришвин
стр. 329-331
Дергач и перепелка
Автор: Михаил Пришвин
стр. 332
Нерль
Автор: Михаил Пришвин
стр. 333-342
Нерль
Автор: Михаил Пришвин
стр. 333-342
Мой Марс
Автор: Иван Шмелёв
стр. 333-369
Мэри
Автор: Иван Шмелёв
стр. 370-408
Гриф
Автор: Александр Грин
стр. 409-414
Медвежья охота
Автор: Александр Грин
стр. 415-424
Про волка
Автор: Борис Житков
стр. 425-437
Роман Маркиза
Автор: Борис Житков
стр. 438-440

Тираж: 5000 экз.
Тип обложки: твёрдая
Формат: 70×108/16 (170×260 мм)
Страниц: 448
Составитель: Мария Жданова
Иллюстрации на обложке и внутренние иллюстрации В. Бастрыкина.

Кураторы

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

Рецензии читателей

Чудесный, с детства знакомый рассказ, неоднократно экранизированный, в том числе воплощённый в мультфильмах. Про собаку Каштанку, сначала потерявшуюся, затем найденную цирковым клоуном, который назвал её Тёткой, накормил и научил разным фокусам. Только во время первого же представления она сбежала к своему прежнему хозяину. Чем же это рассказ может удивить сегодня? Не только удивляет, но и лично меня поражает, что совершенно не помню главу шестую «Беспокойная ночь», рассказывающую о смерти гуся Ивана Иваныча.
Так как весь рассказ мы воспринимаем от лица Каштанки, то и в этой главе она проснулась тёмной ночью от страха потому, что ей приснился сон, «будто за нею гонится дворник с метлой». Правильней будет называть её Тётка, так как у нового хозяина она жила под этим именем. Почему-то никогда не боявшаяся потёмок, собака испугалась до жути. Чего? Она сама не понимала. Рядом раздался странный крик, «дикий, пронзительный и неестественный, похожий на скрип отворяемых ворот. Ничего не разглядев в потемках и не поняв, Тетка почувствовала еще больший страх». Она поняла, что крикнул гусь, но крик Ивана Иваныча был не такой, как обыкновенно.
Успокоившись и немного задремав, Тётка опять услышала пронзительный крик Ивана Иваныча и залилась воющим лаем. Проснулся хозяин, проверил гуся – «Иван Иваныч, что с тобой? — спросил хозяин у гуся. — Что ты кричишь! Ты болен? Гусь молчал. Хозяин потрогал его за шею, погладил по спине и сказал:- Ты чудак. И сам не спишь, и другим не даешь». Он выключил свет и ушёл. Вот тут-то в потёмках Тётке стало по-настоящему страшно. «Гусь не кричал, но ей опять стало чудиться, что в потемках стоит кто-то чужой. Страшнее всего было то, что этого чужого нельзя было укусить, так как он был невидим и не имел формы. И почему-то она думала, что в эту ночь должно непременно произойти что-то очень худое». Совсем недетский ужас возникает от прочтения этих строк. Кто это «чужой» стоял в комнате в темноте? «Всё было в тревоге и в беспокойстве, но отчего? Кто этот чужой, которого не было видно?»
Может быть, Чехов описывает присутствие в комнате смерти, как что-то неосязаемое, страшное, пугающее, заставляющее почувствовать животным своё присутствие? Что за мистическое описание чего-то опасного и тревожного? В комнате находятся только Тётка, кот Фёдор Тимофеич, гусь и всё. Ещё доносится из сарайчика на улицы хрюканье свиньи Хавроньи Ивановны, своим беспокойным поведением, тоже подчёркивающей ужас этой ночи.
Вновь просыпается хозяин, приходит со свечой и нам становится понятно, отчего заболел гусь – «Иван Иваныч! Что же это такое? Умираешь ты, что ли? Ах, я теперь вспомнил, вспомнил! — вскрикнул он и схватил себя за голову. — Я знаю, отчего это! Это оттого, что сегодня на тебя наступила лошадь! Боже мой, боже мой!»
Тётка, не понимающая, что говорит хозяин, по лицу его чувствовала ожидание им чего-то ужасного. Сама же собака смотрела в темное окно, «в которое, как казалось ей, глядел кто-то чужой, и завыла». Хозяин объясняет Тётке, что Иван Иваныч умирает — «К вам в комнату пришла смерть. Что нам делать?»
Дальше агония гуся заканчивается, но Чехов потрясающе описывает восприятие смерти животными — «Тетке казалось, что и с нею случится то же самое, то есть что и она тоже вот так, неизвестно отчего, закроет глаза, протянет лапы, оскалит рот, и все на нее будут смотреть с ужасом. По-видимому, такие же мысли бродили и в голове Федора Тимофеича. Никогда раньше старый кот не был так угрюм и мрачен, как теперь».
В описании этой страшной ночи Чехов удивительно тонко передаёт все нюансы мистического ужаса, возникающего у любого живого существа по отношению к смерти. И, когда приходит рассвет, у Тётки исчезает ощущение «того невидимого чужого, который пугал так» собаку.
Ничего себе, жуткая по реалистичности глава в этом детском рассказе!
Фраза — «- Нет, ничего уже нельзя сделать! — вздохнул хозяин. — Всё кончено. Пропал Иван Иваныч!
И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя. Не понимая, в чем дело, Тетка и Федор Тимофеич жались к нему и с ужасом смотрели на гуся».

Прочитано в рамках марафона «Все рассказы Чехова» # 215

Чудесный, с детства знакомый рассказ, неоднократно экранизированный, в том числе воплощённый в мультфильмах. Про собаку Каштанку, сначала потерявшуюся, затем найденную цирковым клоуном, который назвал её Тёткой, накормил и научил разным фокусам. Только во время первого же представления она сбежала к своему прежнему хозяину. Чем же это рассказ может удивить сегодня? Не только удивляет, но и лично меня поражает, что совершенно не помню главу шестую «Беспокойная ночь», рассказывающую о смерти гуся Ивана Иваныча.
Так как весь рассказ мы воспринимаем от лица Каштанки, то и в этой главе она проснулась тёмной ночью от страха потому, что ей приснился сон, «будто за нею гонится дворник с метлой». Правильней будет называть её Тётка, так как у нового хозяина она жила под этим именем.… Развернуть

По отношению к живому и к живым — не только людям, но и «братьям нашим меньшим», живущим рядом с нами или предпочитающим вольную жизнь, — можно судить о человеке. Тот, кто мучает животных, может поднять руку и на человека. Тот, кто пожалеет беззащитного котенка или будет прикармливать голодную собаку, тот не сможет обидеть ближнего.

Скачать:

Вложение Размер
obraz_sobaki_kak_pokazatel_nravstvennyh_kachestv_cheloveka.docx 34.32 КБ
obraz_sobaki_kak_pokazatel_nravstvennyh_kachestv_cheloveka.pptx 1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Образ собаки как показатель нравственных качеств человека

(на примере рассказов А.П. Чехова «Каштанка» и А. Куприна «Белый пудель»)

Евсина Дарья Олеговна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №6»

Введение

Русская литература всегда была нравственной. Она учила и учит добру и любви. И в том числе ко всему живому. Сейчас человек утрачивает нравственные качества. Необходимо остановить человека, чтобы он внимательно к себе присмотрелся, взглянул на свои поступки будто бы со стороны. Размышляя об этом, я задумалась над тем, для чего в произведениях дан образ собаки , какую роль играет этот образ в художественном произведении и каким изображается человек рядом с собакой . Уверена, что люди, читая добрые, настоящие книги о животных, и сами станут немного добрее, милосерднее по отношению к братьям нашим меньшим.

Актуальность темы связана, прежде всего, с тем, что сегодня очень важно обозначить для подрастающего поколения – для меня и для моих сверстников — ориентиры нравственности, которые позволили бы воспитывать порядочных, милосердных, добрых и отзывчивых людей. Такими примерами, без сомнения, могут стать герои многих произведений классической русской литературы. Именно эти рассказы, повести и романы могут преподать нам убедительные нравственные уроки.

Гипотеза: если в произведении есть образ собаки, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества.

Цель: выявить роль образа собаки в рассказах А.П. Чехова «Каштанка» и А.Куприна «Белый пудель».

  1. Проследить истоки появления образа собаки в литературе
  2. Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ собаки в произведении А.П. Чехова «Каштанка»
  3. Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ собаки в произведении А.Куприна «Белый пудель»
  4. Раскрыть идейное содержание рассказов посредством сравнительной характеристики анималистических образов произведений.
  5. Объект исследования : произведения А.П. Чехова «Каштанка» и А. Куприна «Белый пудель».

    Предмет: образы собак в произведениях А. Куприна «Белый пудель» и А.П. Чехова «Каштанка»

    Поставленные в работе цель и задачи определили методы и приемы исследования. Основным методом исследования явился сравнительно-сопоставительный анализ: наблюдение, сопоставление и обобщение материала.

    Практическая значимость заключается в том, что работу можно использовать на уроках литературы, для разработок факультативов, элективных курсов по литературе.

    Глава 1

    Истоки появления образа собаки в художественной литературе

    Человек- главный предмет искусства и литературы. Завоевание человеком центрального места в художественных произведениях было, как указывал Белинский, результатом большого пройденного человечеством пути художественного познания и творчества. Но часто писатели вводят в повествование животных. Первым животным, прирученным человеком, была собака. Веру в божественную сущность собаки разделяли многие ученые древности. В древнем Египте, Эфиопии, Греции существовал культ собаки. Она часто становилась героем мифов и легенд. В древнем Египте собака была важнейшим звеном в заупокойном культе умерших. Бог мертвых, Анубис, представлялся в виде человека с головой собаки или шакала. Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер охранял выход из подземного царства Аида, препятствуя возвращению душ умерших в царство живых. В Риме храм Юпитера сторожили собаки. Говорят, когда философ Сократ доказывал что-то, то клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку «большим философом». [1] Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.

    В русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь. Так в сказке про Кощея Бессмертного встреченная Иваном-царевичем собака со щенятами помогает герою добыть иглу с кощеевой смертью, а также ловит волшебного зайца. Бездольному из сказки «Пойди туда – не знаю, куда» тоже помогает собака, показывая дорогу в недосягаемый город Ничто. И даже для того, чтобы спастись от козней страшного старика Оха, Иван — старухин сын, персонаж «Хитрой науки», сам оборачивается собакой.Собачью преданность, готовность принести себя в жертву иллюстрирует сказка «Незнайко». В ней собака Ивана, купеческого сына, первой переступает заколдованный порог, чтобы спасти хозяина от неизбежной гибели. Только собака через порог переступает, тут ее и разрывает на мелкие части. Сказка «Волк и собака» (в других вариантах вместо волка выступает медведь) демонстрирует нам, какой благодарной она является, как всегда платит добром за добро. Волк помогает собаке вернуть расположение хозяина, а собака, в свою очередь, зовет волка на свадьбу и щедро угощает его.

    С развитием литературы образ собаки становится более тонким. С ее помощью писатели начинают показывать героя в действии, в поступках. В зависимости от того, как герой относится к четвероногому другу, у нас возникают симпатии и антипатии.Колмачевский Л. считает, что вообще изображение животных является способом образно-эмоционального воздействия на читателя. «Содержание произведений, где представлены образы животных, отличаются повышенной эмоциональностью. Изображение жизни людей через образы животных – вот одна из главных задач анималистического жанра в художественной литературе». [2]

    Итак, то, что образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе, дает нам право говорить о «вечности» образа собаки.

    В своей работе я привожу лишь два произведения о собаках, в которых собака не является главным героем. Но даже и этого достаточно, чтобы осознать верность и любовь собак к людям, их преданность, самозабвение и бесконечную привязанность к человеку.

    Глава 2

    Образ собаки в произведении А.П. Чехова «Каштанка»

    В русской литературе есть произведения, которые невозможно было бы представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова, где кличка собаки вынесена в заглавие, то есть сразу информирует читателя о содержании текста. Заглавие является важнейшим сигналом, который определяет первоначальное восприятие произведения.

    Главному персонажу Чехов уделяет много внимания. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столяра ей подсовывали табак, а еще мучили садистскими «фокусами». Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». «Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному» и все это дает оценку хозяевам собаки. Такое отношение к собаке, возможно, объясняет то, что Лука Александрыч человек малообразованный, невежественный, небогатый. Но с другой стороны он мог выгнать животное на улицу или убить, но не делает этого, так как по-своему любит Каштанку.

    Мы видим разное отношение к собаке людей. После того, как Каштанка потерялась, она встречает таинственного незнакомца, который приводит ее в свою квартиру. Собака доверилась этому человеку, потому что уловила в его голосе теплую, душевную нотку. От этого «Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалостнее». Незнакомец с ней ласков, нежен. Здесь ее кормят, у нее впервые появилось свое место. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней «несомненный талант». Показывая в рассказе дрессировку животных, Чехов объясняет успех клоуна только его гуманным, добрым отношением к животным.

    Итак, через образ Каштанки, через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества. Перед нами предстает Лука Александрыч – человек, который самоутверждается посредством унижения тех, кто не может ему противостоять. Перед нами и его малолетний сын, проявляющий садистские наклонности. Страшно, что может вырасти из этого ребенка. Человек, испытывающий искреннюю радость от причинения страдания другим, вряд ли вырастит хорошим человеком. И только Незнакомец — человек добрый, жизнерадостный, трудолюбивый. Это единственный персонаж, которому не дано имя. Возможно, обезличив героя, Чехов хотел выделить типичное в этом образе. Не важно, как его зовут, важно, что таких людей-незнакомцев, подбирающих собак на морозных улицах, больше, чем «столяров».

    «Каштанка» — это произведение, где торжествуют такие чувства, как привязанность, любовь, верность. Они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска и славы. В своей истории о жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям наши меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу: «Славный народ –собаки!». [3]

    Глава 3

    Образ собаки в произведении А.И. Куприна «Белый пудель»

    В художественной литературе собака обычно играет ту же роль, что и в повседневной жизни. В основном, это верный спутник человека и его своеобразный ангел-хранитель. Но также собака является и неким орудием судьбы, которое дается герою, чтобы проявить свою подлинную сущность.

    Очень много произведений о животных создано известным русским писателем А. Куприным. Куприн писал: «Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость» [4] .

    Рассмотрим знаменитый рассказ А. Куприна «Белый пудель».В данном произведении события происходят в течение короткого времени. Описывается жизнь бродячей труппы артистов: дедушки Мартына Лодыжкина, мальчика Сергея и пуделя Арто.

    В рассказе изображены два мальчика, совершенно противоположные по характеру. Это Трилли – капризный, избалованный, грубый, нетерпеливый ребенок, истеричный мальчик, как и его мать. Речь Трилли – это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай». (см. таблица №2) И Сережа — работящий, добрый, смелый мальчик. Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности. (см. таблица №2) В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки. Избалованному ребенку необходима очередная игрушка – дрессированная собака. Трилли не понимает, что собака выполняет трюки потому, что к ней хорошо относятся старик и мальчик, потому что она такой же артист, как и дедушка Мартын, и Сережа. Труппа артистов отказывается продать собаку.Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа: сытых и голодных, живущих по разным социальным и нравственным законам.

    Рассказ не случайно назван «Белый пудель»: через отношение героев произведения к Арто писатель раскрывает нравственное превосходство одних над другими. Симпатии автора целиком на стороне бедных уличных артистов, а не избалованного малыша Трилли и его истеричной матери. Ни Сергей, ни шарманщик не могут даже представить себе расставания с верным Арто, какие бы деньги ни предлагали за него. Мальчик Сережавсе же спасает из плена своего четвероногого друга, рискуя своей жизнью, переборов страх, отчаяние.Мальчик, услышав, что дворник бьёт собаку, забывает о собственном страхе и кричит: «Не смей бить! Не смей бить собаку, проклятый!» В этом поступке проявляется его истинная сущность, главные черты характера: верность дружбе, готовность на подвиг ради друга, которым стала собака.

    Итак, Куприн да?т оценку своему герою через его поступок, через отношение к четвероногому другу, что позволяет нам выявить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника.

    Глава 4

    Сравнительный анализ образа собаки в произведениях А.П. Чехова «Каштанка» и А.И. Куприна «Белый пудель»

    Сравнивая, как писатели рисуют образ собаки, можно найти в рассказах сходства и различия.

    Различия заключается в том, что в рассказе «Белый пудель» мы практически не знаем, о чем думаетАрто. Куприн через описание поведения, через интонации лая говорит нам, что собака ласкается или возмущается. Так, с нетерпением ожидая своего выступления, Арто лаял «нервным, отрывистым лаем». А находясь в заточении, он издаёт «стонущий визг», «неистовый, срывающийся лай» и «длинный прерывистый вой». В минуту освобождения слышится победный лай. Единственный эпизод, когда мы слышим внутренний монолог Арто – это на берегу моря. Собака бегала по берегу моря, волнуясь за Сережу, который заплыл слишком далеко, и думала: «К чему показывать свою храбрость. Есть земля – и ходи по земле. Гораздо спокойнее».

    С самого начала рассказа «Каштанка» А.П.Чехов обращает наше внимание не только на внешние черты поведения Каштанки, но и на зримые или скрытые знаки её душевного состояния: « от выстрела пришла в восторг», «грустила», «проснулась от страха, жутко хотелось лаять, было страшно», «запестрело в глазах и в душе», «от ужаса не могла произнести ни звука», «застыла от удивления и восторга» и т.д. (см. таблица №1) Чехов отождествляет чувства Каштанки с человеческими.

    У писателя Каштанка и думает как человек, выбирает свою дальнейшую судьбу: лучше у столяра или у циркача.

    Для того чтобы передать читателю внутренний мир своей героини, Чехов использует не только наречия и существительные группы «чувств», специальные слова, передающие состояние, но и описывает собачьи сны. В них Каштанка грустит о прошлой жизни, прощает Федюшке все обиды, во снах собака идеализирует прежнюю жизнь.

    Сходно отношение собак к своим хозяевам. И Арто, и Каштанке есть кого и что сравнивать. Арто, безусловно, рад возвращению к хозяевам, дарившим ему любовь и заботу. И Каштанка возвращается в тот мир, в котором родилась и выросла. Привязанность, преданность собаки являются важнее сытой жизни, собачья преданность заставляет Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой.

    И Чехов, и Купринтак или иначе показывают нам чувства, переживания, мысли собак. Этим тонким художественным приемом писатели помогают проникнуть в чувственный и рассудочный мир животного, и мы понимаем, что и Каштанка, и Арто привязаны к своим хозяевам.

    Итак, произведения «Каштанка» и «Белый пудель» — это произведения не только о верных и преданных собаках, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы.

    Заключение

    За историей собак скрываются большие человеческие и социальные трагедии. Глубоко проникая в психологию животного, автор показывает мир добра и зла. Каждый писатель по-своему трактовал образ собаки, обращая внимание читателя на то, что в любой ситуации человек не должен забывать о братьях наших меньших. Но оба произведения пронизывает мысль об аморальности поступков человека, меркантильности его существования.Показывая жизнь собаки, авторы художественных произведений подчеркивают нравственное, духовное состояние человека, который находится рядом с ней.

    Наша гипотеза нашла подтверждение: мы видим, что образ собаки, действительно, очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте и преданности, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

    В отношении к собакам проявляются самые человеческие чувства: доброта, любовь и привязанность. Эти нравственные качества становятся в дефиците в нашем обществе, и их воспитанию могут помочь книги о собаках. Нравственно воспитанный человек никогда не сделает ничего плохого «братьям нашим меньшим».

    Список использованной литературы

  6. Абрамович Г.Л. «Введение в литературоведение» Учебник для студентов. М., Просвещение, 1979г.
  7. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие / А. Б. Есин. М.: Флинта, Наука, 1998.-248с.
  8. Журнал «Русский язык и литература для школьников».-2020.-№3.-с.21-28.
  9. Костюхин Е.А. «Типы и формы животного эпоса». М.: Наука, ГРВЛ, 1987.
  10. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова: Очерк. – М.: Дет. лит., 1985
  11. Куприн, А.И. Рассказы /А. И. Куприн. – Москва. –1976. – 123 с.
  12. Курбатов, В. Я. Миг и вечность /В. Я. Курбатов. – Красноярск. – 1983. – 168 с.
  13. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М. В. Кожевникова и П. А. Николаева. М. – 1987. – 345 с.
  14. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника. /Сост. А.А.Воротников. Минск. – 1995. – 167 с.
  15. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т. – II т. – М. –1987. – 378 с.
  16. Семанова М.Л. Чехов-художник /М. Л. Семанова. – Москва. – 1986. – 112 с.
  17. Соколов З.П. Культ животных в религиях /З. П. Соколов. – М. – 1972. – 109 с.
  18. Чехов А.П. «Каштанка» и другие рассказы. –М.: Самовар, 2004
  19. Андреев Л.Н. Кусака. http://fictionbook.ru
  20. Барыкова М. Равноправные герои. http://www.zooprice.ru
  21. История одомашнивания собаки. Роль в человеческой культуре http://dog-dogi.narod.ru
  22. Леонид Громов «Чехов и детская литература» Anton-Chehov.info ›leonid-gromov-chexov-i-detskaya…

[1] Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т.-II т.-М.-1987.-378с.

[2] Колмачевский Л., Животный эпос на Западе и у славян. Казань, 1982

[3] «Русский язык и литература для школьников».-2020.-№3.-с.21-28.

[4] Куприн А.И. Рассказы/ А.И. Куприн.-Москва.-1976.-123с.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Образ собаки как показатель нравственных качеств человека (на примере рассказов А.П . Чехова «Каштанка» и А. И. Куприна «Белый пудель») Евсина Дарья Олеговна

Гипотеза: если в произведении есть образ собаки, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества

Задачи: Проследить истоки появления образа собаки в литературе Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ собаки в произведениях А.П. Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Белый пудель» Раскрыть идейное содержание рассказов посредством сравнительной характеристики анималистических образов произведений. Цель: выявить роль образа собаки в рассказах А.П. Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Белый пудель».

Истоки появления образа собаки в литературе

Жизнь Каштанки у столяра Жизнь Каштанки у Незнакомца Стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы … ( бедная) квартира Кресло, диван, лампа, ковры (богатая) Под верстаком место Маленький матрасик Табак, клестер пища Кусочки мяса, хорошая пища Каштанка имя Тетка Сердито кричал отношение Обращение по имени, беседа, гладили мучение фокусы дрессировка Боязливость, страх поведение Уверенность нет друзья кот, по кличке Фёдор Тимофеевич; гусь Иван Иванович и поросёнок. Образ собаки в произведении А. Чехова «Каштанка»

К ачества героя Лука Александрыч Незнакомец самоутверждается посредством унижения тех, кто не может ему противостоять. добрый, жизнерадостный, трудолюбивый

Живут по разным социальным и нравственным законам .

К ачества героя Барыня, Трилли , дворник Лодыжкин и Сережа Бездушность, безнравственность, лакейская преданность и преступность Неподкупность, верность дружбе, готовность на подвиг ради друга

сходства различия Сходно отношение собак к своим хозяевам. В рассказе «Белый пудель» мы практически не знаем, о чем думает Арто . Чехов же отождествляет чувства Каштанки с человеческими. Сравнительный анализ образов собаки

О браз собаки, действительно, очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте и преданности, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Вывод:

К сожалению, лот который Вы запрашиваете удален или не существует. Обычно это происходит потому, что торги по нему завершены и закончились неудачно. Возможно, данный лот выставлен на повторные торги.

Попробуйте начать с главной страницы нашего аукциона или воспользоваться поиском.

Хотите узнать больше про интернет-аукцион?

Как работает аукцион?
Зачем регистрироваться?
Как покупать?
Как продавать?

Наличие на складе

Склад в Москве

Ожидаемое поступление (если вы сделаете заказ прямо сейчас): 13.04.2020; планируемая отправка: 14.04.2020

Склад в С.-Петербурге

Ожидаемое поступление (если вы сделаете заказ прямо сейчас): 16.04.2020; планируемая отправка: 17.04.2020

Аннотация к книге «Открытки. Каштанка. Нос»

Настоящее издание представляет собой набор из 30 открыток с иллюстрациями Геннадия Спирина к произведениям «Каштанка» А.П.Чехова и «Нос» Н.В.Гоголя.

Оставить комментарий

2016, январь:книга на бумаге «Каштанка», ISBN: 978-5-903162-13-0, издательство «Проспект», 64 стр.

2011, ноябрь:электронная книга «Каштанка», издательство «Книга по требованию»

2011, ноябрь:книга на бумаге «Каштанка», ISBN: 978-5-17-076288-0, издательство «АСТ», 448 стр., твёрдая обложка

2011, июнь:книга на бумаге «Открытки. Каштанка. Нос», ISBN: 978-5-386-03002-5, издательство «Рипол Классик», 60 стр., тираж 3000 экземпляров

2011, май:книга на бумаге «Каштанка», ISBN: 978-5-488-02485-4, издательство «Оникс», 160 стр., твёрдая обложка, тираж 12000 экземпляров

2011, март:книга на бумаге «Каштанка», ISBN: 978-5-91759-007-3, издательство «Самокат», 40 стр., твёрдая обложка, тираж 3000 экземпляров

2010, январь:книга на бумаге «Каштанка», ISBN: 978-5-9555-1406-2, издательство «Дрофа-Плюс», 64 стр., мягкая обложка, тираж 5000 экземпляров

2009, ноябрь:книга на бумаге «Каштанка», ISBN: 978-5-699-38888-2, издательство «Эксмо», 128 стр., твёрдая обложка, тираж 9000 экземпляров

2009, ноябрь:книга на бумаге «Каштанка», ISBN: 978-5-699-38887-5, издательство «Эксмо», 128 стр., твёрдая обложка, тираж 9000 экземпляров

2008, сентябрь:книга на бумаге «Каштанка», ISBN: 978-5-488-01955-3, издательство «ОНИКС 21 век», 160 стр., твёрдая обложка, тираж 3000 экземпляров

2008, июль:книга на бумаге «Каштанка», ISBN: 978-5-93196-860-5, издательство «ЭНАС», 80 стр., твёрдая обложка, тираж 6000 экземпляров

2008, март:книга на бумаге «Каштанка, Ванька, Мальчики и др», ISBN: 978-5-94743-493-4, издательство «Книга «Искателя»»

2008, январь:книга на бумаге «Каштанка», ISBN: 978-5-488-01421-3, издательство «ОНИКС 21 век», 160 стр., твёрдая обложка, тираж 7000 экземпляров

2007, март:книга на бумаге «Каштанка», ISBN: 978-5-699-19799-6, издательство «Эксмо-Пресс», 208 стр., твёрдая обложка, тираж 5100 экземпляров

2003, октябрь:книга на бумаге «Каштанка, Белый пудель и другие истории о животных», ISBN: 5-94849-376-8, издательство «ОЛМА-Пресс», 448 стр., твёрдая обложка

Издательство: Рипол Классик
Серия: Шедевры книжной иллюстрации
Дата выхода: июнь 2011
ISBN: 978-5-386-03002-5
Тираж: 3 000 экземпляров
Объём: 60 страниц
Масса: 121 г

Вместе дешевле!

Цена без скидки: 12154 ?

Ваша экономия: 608 ?

Товар находится в категориях

Вместе с этой книгой покупают

Федор Васильев прожил недолгую жизнь, всего 23 года. Он был необыкновенно одаренным человеком и, как говорили большие мастера живописи, гениальным художником. Его пейзажи показывали российскую деревню – она стала основной в творчестве мастера, и с помощью тонких, прочувствованных деталей художник показывал Россию такой, какой она была.

Издательство: Белый город
Дата выхода: январь 2020

Молодые и старые, сделанные из резины или из ржавого железа, – абсолютно любые люди могут сесть на шпагат! И сделать это всего за месяц, не прилагая особых усилий и не испытывая острых болевых ощущений. Переводчик: Н. А. Соломкина.

Издательство: Эксмо
Дата выхода: февраль 2020

Новая книга в популярной серии для начинающих читателей «Лис и Зайка. Читаю сам» — снова о приключениях знакомых героев, с тонким и понятным малышам юмором, узнаваемыми житейскими ситуациями и прелестными рисунками. В этой книге к знакомым героям — Лису, Зайке и Филину — присоединяются новые персонажи: белка Пушинка и крутой суровый Хрюн на ревущем мотоцикле. Вот они-то не дадут обитателям леса.

Издательство: Самокат
Дата выхода: декабрь 2020

Народные сказки загадочной, снежной и бескрайней Якутии наполнены удивительными персонажами, добрым юмором, чудесами и волшебными превращениями. Как почернел кончик хвоста у Горностая, почему зима длиннее, а лето короче и как люди солнце мешками носили? Об этом и многом другом, а ещё — о традициях, укладе, обычаях и верованиях якутов поведают образные, поучительные и увлекательные истории, блестяще.

Издательство: Речь
Дата выхода: декабрь 2020

«Эпоха цариц», то есть события русского 18 столетия, — поразительно интересный период отечественной истории, когда Россия превратилась в евразийскую империю, расширяющуюся на запад, юг и восток. Это время преподает нам несколько важных уроков: об ограниченности неограниченной власти, о необходимости и рискованности реформ, о том, как можно и как нельзя править Россией. Книга рассказывает, как.

Издательство: АСТ
Дата выхода: декабрь 2020

Читайте так же:  Как растет ши-тцу

Похожие статьи:

Щенок чихуахуа упал с дивана

Это многостраничная тема (всего страниц в этой теме — 39)Последние сообщения – в конце темы Если вы увидели, как ваша собака упала, внимательно понаблюдайте за ней в течение нескольких дней.

Чау-чау маленькие щенки

Мини чау-чау — одна из непризнанных разновидностей данной породы. Маленькие размеры делают этих собак особенно подходящими для комнатного содержания, тем более, что, в отличие от большинства других декоративных пород, мини

Длинношерстная такса рыжий

История породы В основном племенная работа по разведению такс проводилась немцами. Чем больше становилось в Германии городов, тем меньше оставалось территории для охоты. Чаще всего простые люди ходили на норных