Метод рассуждения вслух к дункер

Классические исследования лаборатор­ного решения творческих задач провел в 30-е гг. нашего века К. Дункер, применив­ший метод «Рассуждение вслух». Метод заключался в том, что испытуемому пред­лагали для решения задачу и просили «ду­мать вслух», не оставляя без внимания любой мысли, какой бы маловажной или неправильной она ни была. Его высказы­вания заносились в протокол, который и служил материалом для интерпретации. Наиболее подробно К. Дункер [1965] изу­чил решение следующей задачи: найти прием для уничтожения неоперируемой опухоли желудка такими лучами, которые при достаточной интенсивности разру­шают органические ткани, при этом ок­ружающие опухоль здоровые части тела не должны быть разрушены. В табл. 3.1 при­веден один из протоколов Дункера (осо­бенно длинный и богатый типичными ходами мысли).

Пожалуй, основным результатом Дун­кера оказалось то, что при решении твор­ческих задач мышление «движется» как бы с двух сторон. С одной стороны, происхо­дит анализ конфликта задачи и ее цели. Например, в приведенном протоколе вы-

: . , г. Таблица 3.1
Протокол метода «Рассуждение вслух»

1. Пустить лучи через пищевод

2. Сделать здоровые ткани нечувствитель­ными к лучам путем введения химичес­ких веществ

3. Путем операции вывести желудок наружу

4. Надо уменьшить интенсивность лучей, когда они проходят через здоровые ткани, например (можно так?) полностью вклю­чить лучи лишь тогда, когда они достиг­нут опухоли (Эксп.: Неверное представ­ление, лучи — не шприц)

5. Взять что-либо неорганическое (не про­пускающее лучей) и защитить таким образом здоровые стенки желудка (Эксп.: Надо защитить не только стенки желудка)

6. Что-нибудь одно: или лучи должны пройти внутрь, или желудок должен быть снаружи. Может быть, можно изменить местопо­ложение желудка? Но как? Путем давле­ния? Нет

7. Ввести (в полость живота) трубочку? (Эксп.: Что, вообще говоря, делают, когда надо вызвать каким-либо агентом на определенном месте такое действие, которого надо избежать на пути, веду­щем к этому месту?)

8. Нейтрализовать действие на этом пути. Я все время стараюсь это сделать

9. Вывести желудок наружу (см. 6). (Эксп.: повторяет задачу, подчеркивается «при недостаточной интенсивности»)

10. Интенсивность должна быть такова, чтобы ее можно было изменять (см. 4)

11. Закалить здоровые части предваритель­ным слабым облучением. (Эксп.: Как сде­лать, чтобы лучи разрушали только об­ласть опухоли?)

12. Я вижу только две возможности: или за­щитить здоровые ткани, или сделать лучи безвредными. (Эксп.: Как можно было бы уменьшить интенсивность лучей на пути до желудка?) (см. 4)

13. Как-нибудь отклонить их диффузное из­лучение — рассеять. стойте. Широкий и слабый пучок света пропустить через линзу таким образом, чтобы опухоль ока­залась в фокусе и, следовательно, под сильным действием лучей

(Общая продолжительность около 30 минут)

3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ

являются «функциональные решения» — понизить чувствительность здоровых тка­ней или снизить интенсивность лучей при прохождении через эти ткани. Выявление функциональных решений позволяет су­зить и уточнить зону поиска. При исполь­зовании применявшейся выше терминоло­гии происходит развитие антиципирующей схемы, что позволяет изменить область сканируемых содержаний долговременной памяти. С другой стороны, идет движение от материала, сами характеристики кото­рого могут по ассоциации способствовать нахождению нужного содержания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10399 — | 8024 — или читать все.

Этот метод был введен и широко использовался в работах гештальтпсихологов. Приведем в качестве примера анализ решения одной из задач, использовавшихся К.Дункером. Испытуемым предъявлялось следующее задание. «Ваша задача состоит в том, чтобы определить, каким способом следует применить определенный вид Х-лучей, имеющих большую интенсивность и способных разрушать здоровые ткани, чтобы излечить человека от опухоли в его организме (например, в желудке)». При анализе протокола рассуждения вслух удается выявить этапы, общую схему поиска решения задачи. Сначала испытуемые пытались устранить контакт между лучами и здоровыми тканями. Затем они пытались понизить чувствительность здоровых тканей, предлагается устранить вредное воздействие Х-лучей посредством линзы. Таким образом, выделяются определенные этапы поиска, завершающиеся формулированием вариантов решения задачи. Специально выделялся момент формулирования принципа (функционального решения). Например, «пищевод» как решение есть приложение принципа «свободный путь в желудок» к специальным условиям человеческого тела. Был описан важный феномен преобразования или переструктурирования (переформулирования) первоначальной проблемы: от поиска способа облучения опухоли, не разрушая здоровых тканей, к требованию уменьшения интенсивности лучей по пути. Было показано, что всякое решение возникает из рассмотрения данных под углом зрения требуемого, причем эти два компонента очень сильно варьируют по своему участию в возникновении определенной фазы решения. Была дана характеристика анализа ситуации, анализа цели, научения из ошибок, осознания основ конфликта. Вместе с тем уже К.Дункер отмечал неполноту протоколов. Правда, и в настоящее время сущность процесса решения задачи иногда сводят к вербальному переформулированию исходной задачи, т.е. к процессам, протекающим на уровне сознания. Однако мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного.

Метод эксперимента обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса, повторять условия изучения и тем самым накапливать статистические данные, варьировать условия и тем самым выявлять причинно-следственные отношения. Примером могут служить образование искусственных понятий (в различных модификациях), а также опыты, связанные с использованием под сказки при решении мыслительных задач на догадку.

Эксперимент бывает естественный и лабораторный. Естественный – введение какой-либо независимой переменной в обычные условия деятельности человека, н-р, введение новых методов, средств в работу; болезнь – тоже своеобразный естественный эксперимент.

«экспериментально-клинический» метод, сочетающий, особенности экспериментального (воспроизводимость в лаборатории, использование инструментальных средств) и клинического (детальный анализ отдельных случаев). Оказалось возможным достаточно тщательно проанализировать процессы формирования решения отдельных задач испытуемыми с полирегистрацией объективных индикаторов развертывающегося процесса (глазодвигательная активность, речевое рассуждение, вегетатика). При проведении экспериментов важно учитывать реакцию испытуемого на ситуацию эксперимента, его отношения с экспериментатором. Эксперименты, как лабораторные, так и естественные, разделяют на формирующие и констатирующие. Формирующие эксперименты могут различаться, в свою очередь, тем, на что направлена процедура формирования: в одном случае на операционно-техническую сторону, а в другом — преимуществеино на потребностно-мотивационную.

Метод беседы позволяет выявить отношение испытуемого к решаемой задаче, представления испытуемых о собственных мыслительных процессах (рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка). Могут использоваться прямые и косвенные вопросы или проективного типа («Эту задачу обычно воспринимают как известную, верно?»). Необходимо учитывать степень суггестивности задаваемых вопросов. Необходимо установить психологический контакт. Беседа всегда дополняется наблюдением за участником беседы. Метод беседы вспомогательный, применяется для уточнения данных наблюдения и эксперимента, а также для первоначального изучения испытуемого. В исследованиях мышления применяется также и анкетирование. Так называемые открытые анкеты, в которых испытуемые должны сами сформулировать ответы на поставленные вопросы, в большей степени активизируют мышление испытуемого, но их труднее обрабатывать статистически.

Дата добавления: 2020-04-19 ; просмотров: 2091 . Нарушение авторских прав

7 фактов о методах исследования способов, которыми мы решаем задачи и проблемы

Andre Vandal

1. Предмет исследований психологии мышления

В отличие от всех остальных научных дисциплин в психологии изучается мышление живого конкретного человека или группы людей. То есть как мышление, которое разворачивается в реальном времени, обстоятельствах, с реальной задачей, с ограничениями тех знаний, которые у вас есть, с имеющейся мотивацией и опытом. Если под решателем понимается не один человек, а группа людей, то учитываются все перечисленные условия, только применительно к группе. Насколько мы совместимы в этой группе, насколько мы удачно поделили роли в ходе решения?

Два основных типа затруднений, с которыми сталкивается человеческое мышление (в жизни и в эксперименте, а не в абстрактном безвоздушном пространстве), — это проблемы и задачи, которые и исследует психология мышления.

2. Особенности процесса мышления

Психологи пытаются выявить ядро самого процесса. Человеческое мышление — процесс внутренний, протекающий скрыто от глаз внешнего наблюдателя. Более того, он часто непонятен и нам самим. Много лет назад людям казалось, что самый простой метод изучения мышления — это попросить человека рассказать, как он решил ту или иную задачу.

Читайте так же:  Чау-чау дрессировка

Выяснилось, что люди не в состоянии объяснить, как они решили даже не самую сложную задачу, не говоря уже о проблемах. Отечественный психолог Андрей Брушлинский проводил следующую демонстрацию. Студенты известного московского физического вуза решали несложные для них школьные задачки по физике методом рассуждения вслух, а он записывал происходящее на магнитофон. Потом он брал паузу на 10 минут, во время которой обсуждал со студентами вещи, не связанные с задачей, после чего просил их пересказать процесс решения. Студенты не могли правильно назвать даже последовательность этапов решения! То есть даже в таком тривиальном случае, когда решатель не испытывал никаких затруднений, его рассказ о процессе решения — это набор заблуждений.

3. Метод рассуждения вслух

Чтобы зафиксировать процесс решения задачи, психологам приходится прибегать к более сложным методам. Если спросить прямо нельзя, нужно придумывать разного рода обходные маневры. Один из методов, который я уже упоминал, разработала группа блестящих психологов, первыми были классики Дункер и Клапаред, а усовершенствовали метод Ньюэлл и Саймон.

Метод заключается в том, что вас просят решать задачу, рассуждая вслух. При этом исследователи понимают, что всего вы никогда не расскажете: у вас нет никаких шансов знать все, что с вами происходит. В процессе рассуждения вслух получается вербальный протокол, то есть набор высказываний; опираясь на него, психолог может путем последующего анализа реконструировать, извлечь на поверхность репрезентацию задачи, то есть то, что вы в задаче видели, чего вы не видели, какие трудности перед вами стояли, с чем вы боролись и как победили.

4. Метод задач

Другому методу — методу задач — более ста лет. Задачи невообразимы по количеству и разнообразию. Если мы понимаем до начала исследования, как устроены задачи, то, давая задачи разных типов в определенном порядке, с различными подсказками, мы можем создавать ситуации затруднения и смотреть, как мышление человека на них реагирует.

Метод задач, как и метод рассуждения вслух, позволяет получить слепок с вашей репрезентации задачи. Это и есть самое интересное в исследованиях, ведь мы практически залезаем «в голову» человека.

5. Физиологические реакции человека в процессе решения задачи

Помимо сугубо психологических, в последние 30–40 лет появились еще разного рода методы, которые помогают нам лучше понять процесс мышления. Например, по ходу решения можно записывать физиологические реакции человека. Эффект Фере, или кожно-гальваническая реакция, связан с изменением электрического сопротивления кожи в ответ на какие-то эмоциональные переживания. Один из центральных моментов в ходе решения — инсайт, который очень эмоционально переживается, — по мнению ученых, связан с падением электрического сопротивления кожи. Если мы измеряем в ходе решения КГР, то получаем картину того, что происходило, действительно ли был инсайт.

С помощью прибора, который называется «томограф», мы можем записывать активность мозга прямо в ходе решения, «онлайн», и смотреть, какие зоны мозга активируются в разные моменты отыскания ответа.

Это не снимает массы вопросов, но позволяет нам больше узнать о том, как человек боролся с задачей, как пытался ее одолеть и какие его «части» были в этот процесс в той или иной степени вовлечены.

6. Результаты психологического исследования

Из каких компонентов складывается психологическое исследование процесса решения задач? Во-первых, мы должны понимать, с помощью каких психологических механизмов вы справились с задачей, какая «машинка» сработала у вас в голове, чтобы задача оказалась побежденной. Во-вторых, мы должны учитывать способы решения задачи. Какими стратегиями вы пользовались, понимали ли вы, что вы ими пользуетесь? И третий момент — это то, как была репрезентирована задача.

Принципиально важный момент заключается в следующем: чаще всего трудность задачи связана с тем, что вы исходно неправильно ее репрезентируете, то есть ключевой элемент (может быть, не один) оказывается пропущен, и весь процесс решения — борьба за поиски этого ключевого элемента, который почему-то не виден. Психологов регулярно спрашивают: почему он был не виден? Почему умный, опытный человек с большими амбициями и вполне эффективный в других сферах в данном случае оказался беспомощным? Простого ответа на этот вопрос нет.

Другим примером может служить задача, опыт решения которой вы уже имели, но психологи немного изменили условия, и вы не увидели, что обе задачи одинаковые, и опять решаете вторую задачу, как первую, со всем напряжением, выкладками, с долгим непониманием и иногда с яркими событиями вроде инсайта, когда вы наконец замечаете центральное звено.

Из этих трех частей — механизма, стратегии и репрезентации — и складывается результат психологического исследования.

7. Как строятся исследования мышления

Для психолога мышление — это процесс решения задач и проблем. Из всего многообразия мыслительных процессов (процессы обобщения, логического вывода тоже можно считать мыслительными) я сконцентрировался на тех, которые мне кажутся наиболее интересными и важными. Психологическое исследование процессов решения пытается найти объяснение, связанное с тремя основными моментами, о которых я сказал: это механизмы, то есть какие-то «машинки», которые включаются в процессе решения и иногда срабатывают, иногда нет; это стратегии, то есть устойчивые, часто хорошо понятные решателю способы, с помощью которых он привык справляться с задачами, иногда они эффективные, иногда нет; и это то, что решатель видел в задаче, ее репрезентация.

Вокруг этих трех структур чаще всего и строятся конкретные исследования, которые анализируют отдельные задачи, отдельные моменты репрезентаций, стратегии, психологические механизмы и стараются их объяснить. К сожалению, пока вопросов значительно больше, чем ответов.

Дернер Д. Логика неудачи. — М., 1997.

Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления// Психология мышления. — М., 1965. с. 21-85.

Спиридонов В. Ф. Психология мышления. М., 2006.

Кроме того, подборка интересных текстов по обсуждаемым проблемам представлена в издании Психология мышления. Хрестоматия. М., АСТ-Астрель, 2008. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова.

Клапаред (Claparede) Эдуард (24.03.1873-29.09.1940) – швейцарский психолог, представитель функционализма. С 1908 года профессор Женевского университета. Один из основателей Педагогического института имени Ж.-Ж.Руссо в Женеве (1912) и журнала «Archives de Psychologie» («Архивы психологии», 1902). Специалист в области сравнительной, детской и профессиональной психологии. Продолжатель традиций французской школы эмпирическо. психологии (Т. Рибо, П. Жане, А. Бинеи др.).

Клапаред утверждал активность сознания, выделяя в поведении роль интересов, мотивов и потребностей. В работах, посвящённых связи психологии с клинической и педагогической практикой, Клапаред показал важность знания психологии и для успешного воспитательного воздействия на характер, волю и другие стороны личности, и для организации процесса обучения. Клапаред ввёл в педагогическую практику метод т.н. мышления вслух (1917), при котором ученик, решая сложную для себя задачу, рассказывает о ходе поисков решения. Клапаред занимался вопросами профориентации, предостерегая против излишнего доверия тестам при прогнозировании результатов обучения. Уделяя большое внимание изучению психики ребёнка, Клапаред выдвинул ряд важных идей о качественно разных уровнях в онтогенезе процесса обобщения, о соотношении осознания различий и осознания сходства и др. Эти идеи оказали значит, влияние на современную зарубежную, генетическую психологию, в частности на теорию Ж. Пиаже. Известность получила выдвинутая Клапаредом теория игры ребёнка, близкая к биологической концепции К. Гроса, но с большей опорой на психологическое содержание (например, в оценке потребностей).

Дункер (Duncker) Карл (02.02.1903-23.02.1940) – немецко-американский психолог, представитель гештальтпсихологии. (По методологическим представлениям был близок гештальтпсихологии.) Окончил Берлинский университет (1928), доктор философии (1929), работал в Институте психологии Берлинского университета (с 1930). Первые исследования К. Дункера были посвящены изучению зрительного восприятия. Разрабатывая теорию гештальтпсихологии, он применил ее основные положения к анализу творческого мышления, систематизировал существовавшие представления о его механизмах, создал классификацию проблемных ситуаций, разработал систему понятий , для описания процесса решения задач. Дункером был предложен новый метод экспериментально-психологического исследования мышления (метод «рассуждения вслух»), способы анализа экспериментального материала, подробно описаны средства и приемы решения творческих задач.

Открыл эффект «функциональной закрепленности», заключающийся в том, что используемые каким-то определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924 году вместе с К. Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и градуированно. Процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных переформулировок проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства разрешения. Таким образом, решение задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа («функциональное решение задачи») и фазы реализации («окончательное решение»). Основные понятия, выдвинутые Дункером, прочно вошли в современную психологическую литературу, разработанные им методики служат базой для современных исследований творческого процесса.

С помощью широко применяемых в психологии методов экспериментального исследования мышления тщательно фиксируются особенности деятельности, в которых проявляется мыслительный процесс. По этим проявлениям делается заключение о мышлении профессионала. К числу таких рассуждений испытуемого относят: время решения, реплики по ходу решения, характеристики психофизиологических реакций, способ решения, паузы и т.п. Исследование педагогического мышления обеспечивается методами наблюдения, эксперимента, беседы, изучения продуктов деятельности, а также «мышления вслух». Эти и другие методы направлены на выяснение связи мысли и её проявления. Более информативным является метод рассуждения вслух при решении задач.

Метод заключается в том, что испытуемого просят рассуждать вслух при решении задачи. Этот процесс тщательно фиксируется, а затем анализируется экспериментатором.

Приведем в качестве примера анализ решения одной из задач, использовавшихся К. Дункером. Испытуемым предъявлялось следующее, задание. «Ваша задача состоит в том, чтобы определить, каким способом следует применить определенный вид JC-лучей, имеющих большую интенсивность и способных разрушать здоровые ткани, чтобы излечить человека от опухоли в его организме (например, в желудке)».

При анализе протокола рассуждения вслух удается выявить этапы, общую схему поиска решения задачи. Сначала испытуемые пытались устранить контакт между лучами и здоровыми тканями. Например, провести лучи по пути, свободному от тканей (через пищевод), сместить желудок к поверхности тела (путем давления). Затем они пытались понизить чувствительность здоровых тканей. Например, не сразу включать излучение полностью. Наконец, предлагается устранить вредное воздействие Х-лучей посредством линзы.

Таким образом, выделяются определенные этапы поиска, завершающиеся формулированием вариантов решения задачи. Специально выделялся момент формулирования принципа (функционального решения). Например, «пищевод» как решение есть приложение принципа «свободный путь в желудок» к специальным условиям человеческого тела. Был описан важный феномен преобразования или переструктурирования (переформулирования) первоначальной проблемы: от поиска «способа облучения опухоли, не разрушая здоровых тканей», к требованию «надо уменьшить интенсивность лучей по пути». Было показано, что всякое решение возникает из рассмотрения данных под углом зрения требуемого, причем эти два компонента очень сильно варьируют по своему участию в возникновении определенной фазы решения. Была дана характеристика анализа ситуации, анализа цели, научения из ошибок, осознания основ конфликта. Вместе с тем уже К. Дункер отмечал неполноту протоколов. Правда, и в настоящее время сущность процесса решения задачи иногда сводят к вербальному переформулированию исходной задачи, т.е. к процессам, протекающим на уровне сознания.

В целях правильного применения данного метода можно привести высказывания «за» и «против» него.

Недостатки ММВ, ограничивающие его использование в исследовании определенных закономерностей мыслительной деятельности, заключаются в следующем:

1. Неполнота протоколов, которая обусловливается следующими факторами и закономерностями, присущими самому процессу мышления:

а) некоторые фазы или шаги в ходе мыслительного процесса остаются подпороговыми для сознания испытуемых и, следовательно, не могут быть отражены в протоколе;

б) из тех явлений, которые отражаются в сознании, некоторые также могут быть упущены по причине быстрой смены отдельных мыслей;

в) трудности вербализации, часто оформление мысли в словах требует усилий и большего времени, чем субъект может потратить, без того чтобы полностью не разрушить течение процесса;

г) подавление одного или более этапов: испытуемый замечает ошибку ещё до того как успевает оформить её вербально.

2. Некоторое искажение осуществляемого процесса мышления, происходящее под влиянием инструкции «думать вслух». Основным фактором искажения мыслительного процесса является его замедление, делающее в достаточной степени различными процессы рассуждения вслух и процессы мышления в обычной ситуации.

3. Наиболее уязвимым звеном данного метода является то, что он очень мало выявляет информации о самом процессе возникновения гипотез в ходе решения задачи.

4. Осуществление этого метода сопряжено со значительными трудностями вербализации. Некоторые испытуемые могут упорно отказываться проговаривать свои мысли. Другие старательно объяснять после минуты размышлений логику придуманного за это время шага. Иногда же испытуемые спокойно относятся к предложению мыслить вслух и довольно сносно произносят некоторые из тех результатов, к которым они пришли.

5. Получение рассуждений испытуемого вслух непосредственно по ходу решения производственных задач оказывается часто неосуществимым в силу объективных условий деятельности, но главным образом из-за большого временного разброса различных этапов мыслительного процесса: отдельные аспекты просто невозможно зафиксировать в рабочее время потому, что мышление по поводу производственных проблем функционирует и в нерабочей обстановке.

6. Иногда испытуемый, произнося свои мысли вслух, ориентируется на экспериментатора, но эта ориентировка тем меньше, чем полнее и успешнее проводит анализ задачи испытуемый. Повышенная ориентировка на экспериментатора часто мешает испытуемому сосредоточиться на самой задаче.

7. Интенсивность «оречевления» процесса мышления варьирует не только у разных испытуемых (в силу индивидуальных различий, проявляющихся в связи с необходимостью «думать вслух»), даже у одного и того же испытуемого в различные моменты поиска в зависимости от продвижения в решении, состояния решающего, распределения его внимания между размышлением вслух и про себя.

К числу других недостатков ММВ обычно относят следующие: испытуемые не очень ясно понимают, как думать вслух; некоторые испытуемые очевидные для себя моменты в решении задачи упускают, не проговаривают вслух; отмечено, что «мышление вслух» мешает процессу мышления.

Наряду с указанными недостатками ММВ обладает рядом достоинств, знание и учет которых позволяют использовать данный метод в качестве основного в большинстве современных исследований процесса профессионального мышления. Вот некоторые из них:

1. ММВ – почти незаменимый способ исследований эвристик, позволяет составить представление о реальном ходе процесса диагностики у большого количества испытуемых и более или менее точно описать его с помощью эвристических правил.

2. Основные логико-семантические особенности внутренней речи, которая, таким образом, проецируется здесь вовне, этот метод выявляет достаточно отчетливо.

3. В этом методе функция исследователя не передается испытуемому, как это наблюдается во всей интроспективной психологии, а самонаблюдение выступает лишь как способ получения фактов.

4. В результате применения двух способов тренировки испытуемые начинают понимать, что от них требуется, и в дальнейших экспериментах их мышление вслух становится удовлетворительным. В ходе эксперимента они чувствуют себя довольно свободно, в их речи содержатся различного рода рассуждения, связанные с содержанием задачи и ходом решения.

5. Вербализация хода решения дает положительный эффект как при раскрытии общего принципа решения задачи, так и при переносе его с более легкой задачи на более трудную.

6. Разумное и сознательное применение этого метода позволяет получить большое количество информации о компонентах процесса мышления. Задача состоит не столько в том, чтобы собрать эти данные, сколько в том, чтобы понять, что с ними делать.

Ю.К. Корнилов для повышения эффективности ММВ предлагает перед постановкой задачи испытуемому начинать с ним беседу о чем-либо взаимодоступном и, сохраняя состояние беседы, перейти к задаче. В ходе решения экспериментатор постепенно отстраняется от обсуждения, но у испытуемого должно остаться чувство совместного решения.

Учёт отмеченных исследователями слабых и сильных сторон ММВ представляет определенную ценность для организации изучения мыслительных процессов. Следует ещё раз отметить, что полученный в результате применения ММВ протокол не есть уже готовый процесс мышления, где остается только узнать, как на него повлияла та или иная переменная, а искомый процесс, который ещё нужно восстановить. Психологический анализ протоколов позволяет на основании отрывочных рассуждений испытуемого реконструировать его мысль. Такое восстановление требует владения определенными знаниями о закономерностях мыслительного процесса и соответствующей ориентации в содержании решаемых испытуемыми ситуаций.

На основании рассмотренных положений, характеризующих ММВ с разных сторон, можно согласиться с мнением Ю. Козелецкого о том, что по мере разработки более качественных методов анализа протоколов ММВ будет становиться все более надежным инструментом познания процессов принятия решения.

Дата добавления: 2020-04-15 ; просмотров: 156 ; Нарушение авторских прав

  • В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 414

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ДУ?НКЕР (Duncker) Карл (2.2.1903, Лейп­циг – 23.2.1940, Нью-Хей­вен, штат Кон­нек­ти­кут, США), нем. пси­хо­лог, пред­ста­ви­тель геш­тальт­пси­хо­ло­гии . Сын вид­но­го нем. ком­му­ни­ста Г. Дун­ке­ра. Учил­ся в Бер­лин­ском ун-те (1923–28) и ун-те Клар­ка (Вус­тер, штат Мас­са­чу­сетс, США, 1925–26) под рук. М. Верт­хай­ме­ра и В. Кё­ле­ра . Уже в ди­плом­ной ра­бо­те (1926) на­ме­тил но­вые под­хо­ды к изу­че­нию творч. мыш­ле­ния, пред­ло­жив ряд клас­сич. за­дач, ис­поль­зуе­мых в ког­ни­тив­ных ис­сле­до­ва­ни­ях до­ны­не. В дис­сер­та­ции (1929) про­де­мон­ст­ри­ро­вал от­но­си­тель­ность вос­при­ятия дви­же­ния и его за­ви­си­мость от пси­хо­ло­гич. сис­тем от­счё­та (при­сут­ст­вую­щих в по­ле зре­ния объ­ек­тов). С 1930, ра­бо­тая ас­си­стен­том Кё­ле­ра в Пси­хо­ло­гич. ин-те в Бер­ли­не, изу­чал про­цес­сы мыш­ле­ния с по­мо­щью ме­то­дов рас­су­ж­де­ния вслух и на­во­дя­щей за­да­чи. По­ка­зал, что по­ни­ма­ние за­да­чи про­ис­хо­дит по­сте­пен­но, со­про­во­ж­да­ет­ся пе­ре­фор­му­ли­ро­ва­ни­ем ус­ло­вий до тех пор, по­ка не на­хо­дит­ся фор­му­ли­ров­ка, для ко­то­рой есть сред­ст­ва ре­ше­ния. Т. о., ре­ше­ние за­да­чи со­сто­ит из творч. фа­зы на­хо­ж­де­ния прин­ци­па («функ­цио­наль­ное ре­ше­ние») и тех­нич. фа­зы реа­ли­за­ции. От­крыл эф­фект «функ­цио­наль­ной за­кре­п­лён­но­сти»: при­выч­ное ис­поль­зо­ва­ние объ­ек­тов с тру­дом под­да­ёт­ся изме­не­нию. В 1935 по по­ли­тич. при­чи­нам был из­гнан из Бер­лин­ско­го ун-та и эмиг­ри­ро­вал в Ве­ли­ко­бри­та­нию, ра­бо­тал у Ф. Барт­лет­та (1936), за­тем пе­ре­ехал в США (1938), где об­ра­тил­ся к про­бле­мам меж­куль­тур­ных раз­ли­чий, мо­ти­ва­ции по­ве­де­ния и пси­хо­ло­гии мо­ра­ли. На фо­не раз­ви­ваю­ще­го­ся де­прес­сив­но­го за­бо­ле­ва­ния по­кон­чил с со­бой.

    Читайте также:

    1. A) принятие решения о финансировании одного из них не влияет на принятие решения о финансировании другого;
    2. Amp; Методичні вказівки
    3. B. Искусственная вентиляция легких. Методики проведения искусственной вентиляции легких
    4. Cтруктуры внешней памяти, методы организации индексов

    чение 9 2 =81. Число 9 ассоциатив-
    но связано, допустим, с числами 3,
    27, 36, 81, 90 и т.д., а «вторая сте-
    пень» ассоциирована с числами 4, 9,
    25, 36, 81, 100. Следовательно, веро-
    ятность получить ответ 36 или 81
    одинакова. Теория констелляций
    оставляет, таким образом, возмож-
    ность для самых абсурдных ошибок.

    Рис. 8.12. Схема мышления согласно ассоци- анистам (а) и гсштальтистам (б).

    Существует и более общий аргу-
    мент против теории констелляций.
    Он заключается в том, что люди
    способны решать такие задачи, в ко-
    торых свойство М, необходимое для
    решения, не является аспектом ни
    самого по себе объекта S, ни цели Р.

    Другими словами, для таких задач М нужно искать не на пересечении ас-
    социаций от 5 и Р, а как решение для структуры, образованной из S и Р.
    Противопоставление этих двух подходов можно изобразить следующей схе-
    мой (рис. 8.12).

    Представим себе обезьяну Келера, которая использует одеяло в качестве
    средства (М), чтобы придвинуть к себе банан. Нелепо было бы предполо-
    жить, что одеяло каким-то образом связано в ее долговременной памяти с
    ситуацией S, включающей клетку с далеко от нее лежащим бананом. Ре-
    шение является результатом анализа целостной ситуации

    Заслуга в исследованиях такого рода задач принадлежит гештальтпси-
    хологам, и в первую очередь Карлу Дункеру. Истоки гештальтпсихологии
    лежат в исследовании восприятия, где были установлены целостность зри-
    тельного поля и феномен его переструктурирования. Вернемся на минуту
    к главе 3 и взглянем на картинку на с. 52. С помощью этой картинки мы
    можем наблюдать переструктурирование нашего перцептивного поля. Мы
    видим на картинке то молодую женщину, то старуху, причем в зависимо-
    сти от того, что мы видим в данный момент, отдельные линии на картин-
    ке приобретают то или иное значение.

    Аналогичный подход гештальтпсихологи применили в исследовании
    мышления. С их точки зрения, субъект создает целостную картину про-
    блемной ситуации причем это целостное видение ситуации может
    переструктурироваться, что влечет за собой и изменение зоны поиска.
    Образно говоря, субъект в определенный момент решения вдруг видит,
    что место молодой женщины заняла старуха, задача предстает для него
    своей новой стороной, и он может по-новому подойти к решению. Это
    внезапное переструктурирование видения субъектом задачи, часто со-
    провождаемое сильным эмоциональным всплеском, было названо ин-
    сайтом.

    Теперь легко понять следующее определение, которое дает Дункер (цит.
    по: [Дункер, 1965, с. 79]): «мышление — это процесс, который посредством ин-

    Рис. 8.13. Задача К. Дункера на облучение опухоли.

    сайта (понимания) проблемной ситу-
    ации (S, Р) приводит к адекватным
    ответным действиям (Л/)». Это опре-
    деление ясно выражает гештальтист-
    ский подход, согласно которому по-
    иск решения задачи осуществляется
    на основе определенного понимания,
    ее целостного видения, а не путем ассоциаций с отдельными ее элементами.
    Для эмпирического анализа процессов мышления при решении подоб-
    ных задач Дункер разработал метод «рассуждения вслух». Метод заключа-
    ется в том, что испытуемому дают для решения задачу и просят «думать
    вслух», не оставляя без внимания любую мысль, какой бы маловажной или
    неправильной она ни была. Высказывания испытуемого заносились Дун-
    кером в протокол, который и служил материалом для интерпретации. Наи-
    более подробно Дункер изучил решение следующей задачи. Надо найти
    прием для уничтожения неоперируемой опухоли желудка такими лучами,
    которые при достаточной интенсивности разрушают органические ткани,
    при этом окружающие опухоль здоровые части тела не должны быть раз-
    рушены. Испытуемым в большинстве случаев давался примерно следую-
    щий чертеж (рис. 8.132).

    Ниже приведен один из протоколов К. Дункера (особенно длинный и
    богатый типичными ходами мысли).

    1. Пустить лучи через пищевод.

    2. Сделать здоровые ткани нечувствительными к лучам путем введения
    химических веществ.

    3. Путем операции вывести желудок наружу.

    4. Надо уменьшить интенсивность лучей, когда они проходят через здо-
    ровые ткани, например (можно так?) полностью включить лучи лишь
    тогда, когда они достигнут опухоли (Эксп.: Неверное представление,
    лучи — не шприц).

    5. Взять что-либо неорганическое (не пропускающее лучей) и защитить
    таким образом здоровые стенки желудка (Эксп.: Надо защитить не
    только стенки желудка).

    6. Что-нибудь одно: или лучи должны пройти внутрь, или желудок дол-
    жен быть снаружи. Может быть, можно изменить местоположение
    желудка? Но как? Путем давления? Нет.

    7. Ввести (в полость живота) трубочку? (Эксп.: Что, вообще говоря, де-
    лают, когда надо вызвать каким-либо агентом на определенном ме-
    сте такое действие, которого надо избежать на пути, ведущем к это-
    му месту?).

    8. Нейтрализуют действие на этом пути. Я все время стараюсь это сделать.

    9. Вывести желудок наружу (см. п. 6). (Эксп.: Повторяет задачу, под-
    черкивается «при недостаточной интенсивности»).

    10. Интенсивность должна быть такова, чтобы ее можно было изменять
    (см. п. 4).

    Дата публикования: 2020-10-30 ; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2020-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

    Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

    Настоящий практикум по общей психологии предназначен для студентов 2-го курса отделения психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Подготовлен на кафедре психологии ВГУ.

    Похожие статьи:

    Такса мальчик имена

    Хорошо подобранная кличка — это та, которая полностью отображает индивидуальность вашего любимца. Прозвище собаки по-научному называется “зооним”. Как и у людей, у собак есть своя судьба, и прозвище — это

    Отзывы такса для дома

    «Специально для WikiPet заводчик с 20-летним опытом раскрыла все секреты такс. Характер холерик, активная, энергичная, смекалистая Продолжительность жизни до 15 лет Возможные аллергены курица, красные фрукты и овощи Повадки любит

    Такса полтора года

    Желательно узнать заранее, нет ли аллергии у ребенка на таксячью шерсть. Обдумать хорошенько — будет ли у вас в семье достаточно времени на собаку? Прогулки в любую погоду! Первые полгода