Такса экологическое

Таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (далее — объекты растительного мира), и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования

Виды экологических правонарушений

Количество объектов растительного мира, их масса или площадь участка их произрастания

Уничтожение, добывание, сбор объектов растительного мира

а) одного экземпляра дерева в возрасте более 3-х лет с диаметром ствола не более 20 см у пня

б) одного экземпляра кустарника независимо от возраста и размера

в) одного экземпляра лианы независимо от возраста и размера

г) одного экземпляра побега или розетки травянистого покрытосеменного (цветкового), папоротниковидного или плауновидного растения независимо от его размера

д) одного кв. дм площади, занятой лишайником или мохообразным

е) одного килограмма водорослей (в сыром виде)

ж) одного экземпляра плодового тела гриба независимо от размера

Уничтожение мест произрастания (местообитаний) объектов растительного мира

а) одного квадратного метра площади участка или объекта (камня, дерева, скалы), занятого лишайниками или мохообразными

б) одного гектара участка произрастания травянистых покрытосеменных (цветковых), папоротниковидных или плауновидных растений

в) одного гектара участка произрастания древесных и кустарниковых пород

1. Настоящие таксы не распространяются на объекты растительного мира, включенные в Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержденный приказом Минсельхоза России от 2 августа 2010 г. N 271 (зарегистрирован в Минюсте России от 27 августа 2010 года, N 18275), а также на объекты растительного мира в случае заготовки пищевых лесных ресурсов или сбора лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, и исчисление размера вреда, причиненного таким объектам растительного мира, установлено согласно лесному законодательству Российской Федерации.

2. За уничтожение, добывание одного экземпляра дерева в возрасте до 3-х лет включительно, а также за порчу и повреждение одного экземпляра дерева в возрасте более 3-х лет, кустарника или лианы, не влекущие прекращение роста, размер вреда исчисляется по настоящим таксам, уменьшенным втрое.

3. За уничтожение, добывание деревьев диаметром ствола свыше 20 см у пня исчисление размера вреда производится по настоящим таксам, увеличенным на 1% за каждый последующий сантиметр диаметра ствола.

4. За добывание, сбор частей или продуктов (плодов, семян, цветков, почек, бутонов, листьев, хвои, ветвей, коры, живицы, сока и т.д.) объектов растительного мира, не приведшие к их гибели, размер вреда исчисляется по настоящим таксам, уменьшенным вдвое, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 примечания.

5. За уничтожение, добывание, сбор лишайников или мохообразных на площади менее одного квадратного дециметра (квадратного метра) и водорослей менее одного килограмма размер вреда исчисляется соответственно как за полный квадратный дециметр (квадратный метр) или полный килограмм.

6. За уничтожение, добывание, сбор объектов растительного мира, а также за уничтожение мест их произрастания (местообитаний), на особо охраняемых природных территориях федерального значения и их охранных зонах размер вреда исчисляется по настоящим таксам, увеличенным втрое, а на других особо охраняемых природных территориях — по настоящим таксам, увеличенным вдвое.

7. При содержании, приобретении, продаже либо пересылке объектов растительного мира исчисление размера вреда производится по настоящим таксам, увеличенным в полтора раза.

8. В случае причинения вреда уничтожением мест произрастания (местообитаний) объектов растительного мира, а также в случае причинения вреда уничтожением, добыванием, сбором объектов растительного мира с применением приспособлений, механизмов, авто-мототранспортных средств, самоходных машин, других видов техники и (или) химических веществ исчисление размера вреда производится по настоящим таксам, увеличенным в полтора раза.

9. В случае причинения вреда уничтожением мест произрастания (местообитаний) объектов растительного мира и уничтожением, добыванием, сбором объектов растительного мира размер вреда исчисляется как сумма размера вреда, исчисленная по настоящим таксам для каждого уничтоженного, добытого, собранного объекта растительного мира, и размера вреда по одной из соответствующих такс за уничтожение мест произрастания (местообитаний) объектов растительного мира.

Содержание

Понятие, виды и формы вреда окружающей среде

Экономический вред причиняется экономическим интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды.
Экологический вред нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни окружающей среде.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т.е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

  • экологический вред — любые неблагоприятные последствия (материальные и нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства;
  • экологический ущерб — реальные и предполагаемые потери количества или качества окружающей среды;
  • экологические убытки — экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь в виде:
  • — расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты сельскохозяйственной продукции, рыбных запасов и т.д.;
    — потери товарной продукции (имущества);
    — упущенной выгоды, недополученных доходов.

    Порядок возмещения экологического вреда

    Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы:

  • судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);
  • добровольный и принудительный;
  • установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде);
  • смешанный (комбинированный).
  • Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.
    Ущерб — это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.
    Убыток — это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:
    — ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;
    — потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;
    — упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

    Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду. Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них. Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно-методической документации, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб растительному и животному миру.

    Статья 1082 ГК предусматривает два способа возмещения вреда – в натуральном и денежном выражении. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть – путем выполнения восстановительных работ за счет сил и средств ответчика. При выборе способа возмещения вреда судом приниматотся во внимание фактические обстоятельства дела, например, наличие (или отсутствие) у причинителя вреда материальных и технических возможностей, необходимых для проведения работ по восстановлению природной среды.

    Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по требованию истца принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда.

    Возмещение экологического вреда в денежной форме является наиболее распространенным способом его возмещения, поскольку убытки включают в себя два элемента: реальный ущерб и упущенную выгоду.

    Реальный ущерб – утрата имущества или повреждение имущества, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести на его восстановление. Упущенная выгода – это неполученные доходы, на которые при отсутствии факта нарушения права лицо могло бы рассчитывать при обычных условиях гражданского оборота. Для истца обычно наиболее удобной формой возмещения вреда является денежная форма, а для ответчика натуральная.

    Необходимо подчеркнуть, что возмещение экологического вреда в натуре возможно только на основании решения суда посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению за свой счет нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ. При этом самостоятельная ликвидация несанкционированных свалок или высадка деревьев не считается возмещением вреда окружающей среде.

    Возмещение экологического вреда окружающей среде в денежном выражении производится по таксам, методикам и по фактическим затратам.

    Такса – это способ возмещения вреда природным объектам и комплексам, осуществляемый в рамках гражданско- правовой ответственности, представляющий собой взыскание с причинителя вреда денежных средств в изначально определенных подзаконными актами размерах, включающих в себя экономическую стоимость самого объекта природы и сумму, необходимую на развитие и восстановление природных объектов и комплексов. В соответствии с таксами и методиками происходит возмещение вреда как на территориях с обычным эколого-правовым режимом, так и на особо охраняемых природных территориях. В последнем случае с правонарушителя взыскивается таксовая сумма, умноженная на повышающий коэффициент [1] .

    При причинении вреда окружающей среде применяются следующие таксы.

    1. Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесным насаждениям.

    Так, например, постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, а также таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается: в два раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах и на особо защитных участках эксплуатационных лесов; в три раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (приложение № 3 к Постановлению).

    2. Таксы для определения стоимости каждого незаконно добытого (или уничтоженного) физическими или юридическими лицами объекта животного мира.

    Утверждены таксы, устанавливающие размер возмещения вреда, причиненного незаконным добыванием (или уничтожением) животных, отнесенных к объектам охоты, и отдельно – животным, занесенных в Красную книгу.

    3. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, рыбным запасам.

    В качестве примера здесь можно привести постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов».

    Субъекты РФ устанавливают таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием, уничтожением объектов животного мира (в том числе водных биологических ресурсов), занесенных в Красную книгу субъекта РФ. Типичным примером в данном случае может являться Постановление Главы администрации Волгоградской области от 13.03.2007 № 326 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием, уничтожением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области».

    Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр.

    В случае причинения вреда состоянию вод, атмосферного воздуха и почв применяются методики подсчета ущерба.

    Методика исчисления размера вреда – это способ возмещения вреда природным объектам и комплексам, осуществляемый в рамках гражданско-правовой ответственности и представляющий собой расчет размера вреда с использованием природно-климатических, биологических, экономических и иных показателей, включающих в себя экономическую стоимость нарушенного объекта природы и сумму, необходимую на развитие и восстановление природных объектов и комплексов [2] .

    Примером таких методик является Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах (утверждена Минтопэнерго России 01.11.1995), а также приказ Госкомэкологии России от 11.02.1998 № 81 «Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод».

    Размер взыскания за вред, причиненный загрязнением водного объекта, определяется суммированием ущерба от изменения качества воды и размера потерь, связанных со снижением биопродуктивности данного природного объекта.

    Читайте так же:  Чихуахуа как отучить гадить

    Размер взыскания за вред, причиненный загрязнением атмосферного воздуха, определяется исходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере. Масса загрязняющих веществ определяется расчетным или экспертным путем по действующим методикам.

    В соответствии с приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате:

    • – химического загрязнения почв в результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах;
    • – несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
    • – порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
    • Данная методика не распространяется на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами, а также на случаи несанкционированного размещения радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений.

      Выплаты по искам за загрязнение почв или иных природных объектов не освобождают виновных лиц от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, уплаты штрафов и возмещения вреда окружающей среде, здоровью, имуществу граждан.

      Последнее обстоятельство находит подтверждение в материалах судебной практики.

      Так, Отделом государственного экологического контроля Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области в 2005 г. была проведена плановая проверка соблюдения природоохранных требований на объектах ЗАО «Природоохранный комплекс ЭКО+», и установлено несанкционированное размещение отходов твердых продуктов зачистки и инертизированных отходов бурения. По фактам нарушений Управлением были вынесены постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которыми ЗАО было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП. ЗАО было предложено в добровольном порядке оплатить ущерб от загрязнения земель несанкционированным размещением отходов, а после отказа Управление обратилось в суд.

      Размер ущерба был рассчитан истцом в соответствии с Методическими указаниями по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений (утверждены Госкомэкологией России 06.09.1999) и Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утвержден письмом Минприроды России от 27.12.1993 № 04-25).

      Как указывается в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2007 № А06-728/1-8/06, судебные инстанции удовлетворили иск в соответствии со ст. 77 Закона об охране окружающей среды, указав, что уплата штрафных санкций за экологические правонарушения не освобождает природопользователей от выполнения обязанности по внесению платы за загрязнение окружающей среды.

      При отсутствии утвержденных такс и методик вред возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

      Следует подчеркнуть, что приведенные выше правила носят общий характер и фактически не применяются в случаях причинения вреда окружающей среде, носящих глобальный (катастрофический) характер.

      Так, в городе Карабаш (Челябинская область) отходы и выбросы медеплавильного комбината привели к катастрофическому уровню деградации окружающей среды и причинили огромный вред жизни, здоровью и имуществу граждан. В подобных случаях следует придавать территории статус зоны экологического бедствия со всеми вытекающими из этого последствиями (включая выплаты гражданам государственных пособий и компенсаций). Однако федеральный закон о таких зонах до настоящего времени не принят, и ни одной территории статус зоны экологического бедствия до сих пор не придан.

      определяется после консультации c экспертом

      Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

      Независимая от государства оценка размера экологического ущерба от деятельности любого промышленного предприятия, фабрики или иного производственного объекта как обособленный вид экспертизы приобрел большую известность благодаря плановым / внеплановым проверкам надзорно-контрольных органов в сфере природопользования, таким как Росприроднадзор, Россельхознадзор, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в части охраны биоресурсов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) в части охраны и рационального использования земель.

      Как известно, при проведении плановых проверок надзорными органами в первую очередь устанавливается факт нарушения природоохранного законодательства (а не причинения экологического вреда как такового), и по результатам выдаются предписания об устранении нарушений немедленно (если это возможно) или в течение определенного срока, а также расчет размера экологического ущерба, причиненный в результате конкретного правонарушения отдельным компонентам природной среды – леса, водным объектам, почве, биологическим ресурсам.

      Ответственность

      В соответствии с п.1. ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством».

      Согласно п.3. ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды».

      Согласно п.1 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».

      Методики

      Исходя из вышеприведенного, определение и расчет размера вреда причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, предусматривается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а именно:

      1. В области водного законодательства:

      «Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утв. Приказом Минприроды России от 13.04.2009 г. №87.

      Методика применяется для оценки размера экологического вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе связанных с аварийным поступлением вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, в результате которых произошло загрязнение водных объектов.

      2. В области земельного законодательства:

      «Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. №238.

      Методика оценки реального размера экологического ущерба (вреда), причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для расчета в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате:

    • химического загрязнения почв в результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах;
    • несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
    • порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.

    3. В области лесного законодательства:

    «Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, а также таксами для исчисления размера ущерба». утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273.

    Методика определяет размер экономического вреда, причиненного лесам, в т.ч. ущерба лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

    Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

    Оценка экологического ущерба

    Таксы для оценки размера экологического ущерба, представленные в Приложениях №№1-4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273 зависят от ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. №310.

    Эксперт-эколог НП ФСЭ
    Сотнева Наталья Ивановна

    Согласно Методике оценка размера экологического ущерба, причиненного лесам, осуществляется при выявлении фактов нарушения лесного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны лесных ресурсов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений.

    По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст.78) компенсация вреда, причиненного окружающей среде, вследствие нарушения экологического законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно, либо по решению суда.

    На основании решения суда вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

    Стоимость

    На сегодняшний день, таксы плат за причиненный экологический вред окружающей природной среде, в т.ч. ущерб почвам, водным объектам, иной охраняемой законом территории, довольно высокие, отсюда и большой размер оцениваемого вреда, который, как правило, исчисляется миллионами рублей.

    От лица нашей экспертной компании можем сообщить, что вне зависимости от четко прописанной в методиках процедуре и порядке определения и оценки размера экологического ущерба, контрольными органами нередко допускаются расчетные и методологические ошибки, которые можно исправить лишь путем проведения судебной экологической экспертизы, на разрешение которой следует ставить вопрос об определении реального ущерба (оценке вреда), причиненного окружающей среде.

    Экологическая экспертиза также может проводиться во вне судопроизводства, например в рамках гражданско-правового договора, где в качестве задания или вернее вопроса на экспертизу будет задан все тот же вопрос: «Какова сумма ущерба, причиненная природной среде в результате того или иного экологического инцидента».

    В результате экологических правонарушении может быть причинен экологический вред, который заключается в загрязнении, засорении (насыщении) окружающей природной среды, природных ресурсов химическими и другими вредными веществами, их порче, уничтожении, изменении свойств природных ресурсов, разрушении естественных экосистем, нарушении экологических связей и т.д.

    Возмещение экологического вреда регламентируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. ст. 77-79).

    Особенность возмещения экологического вреда заключается в том, что он определяется по таксам или методикам его определения, утвержденных Правительством РФ и иными органами государственной власти.

    Так, постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994г. № 515 с изм. От 26 сентября 2000 г. утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов [182].

    Размер взыскания (такса) установлена в рублях за один экземпляр незаконно выловленного и добытого водного биологического ресурса, незаконную заготовку икры ценных рыб, кормовых организмов. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут утверждать таксы за уничтожение, незаконный вылов или добычу не предусмотренных в данном постановлении водных биологических ресурсов [65].

    Ущерб, причиняемый рыбным запасам в результате нарушений правил рыболовства и охраны рыбных запасов, в том числе и в результате загрязнения рыбохозяйственных водоемов, определяется по Методике, утвержденной Министерством рыбного хозяйства СССР 12 июля 1974г.

    Вред, причиняемый в результате незаконного добывания, уничтожения и других посягательств на животных, отнесенных к объектам охоты, возмещаются по таксам, утвержденным Минсельхозом России 25 мая 1999 г.[66].

    Ущерб, причиненный объектам животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и среде обитания определяется по методике исчисления размера вреда, причиненного объектами животного мира, не относящиеся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденной приказом МПР РФ № 28 апреля 2008 г. № 107 (174).

    Читайте так же:  Французский бульдог информация

    Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007г. №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены Таксы для исчисления ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается. Ущерб взыскивается по таксам в кратном отношении к стоимости древесины, затрат по выращиванию лесных культур, созданию лесных плантаций. Так, за незаконную рубку, выкапывание или повреждение деревьев до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром 12 см и более; деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16см и более взыскивается 50-кратная стоимость древесины и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, за уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста взыскивается 5-кратный размер затрат по созданию лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста.

    Общий ущерб определяется путем умножения таксы на количество кубометров кустарников. В соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства определяется вред, включающий ущерб и упущенную выгоду, под которой понимаются не полученные в результате лесного правонарушения доходы от использования леса. Ущерб определяется по описанным выше таксам. В состав ущерба включается также расходы по приведению лесных участков в состояние, пригодное для дальнейшего использования; а также расходы по тушению лесных пожаров.

    Исчисление размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам производится по ценам и нормативам затрат по выращиванию деревьев, кустарников и лиан, а также по уходу за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.

    Ущерб, причиненный нарушениями лесного законодательства в защитных лесах и на особо защитных лесных участках эксплутационных лесов, исчисляется по таксам в двойном размере, на особо защитных участках защитных лесов — в тройном размере, в лесах особо охраняемых природных территорий – в пятикратном размере, при заготовке пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений, виды которых внесены в Красную книгу РФ, Красные книги субъектов РФ – в десятикратном размере.

    По Таксам для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам за незаконную заготовку живицы, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовку пищевых лесных ресурсов; самовольное использование лесов для ведения сельского, лесного хозяйства; осуществления научно-исследовательской, образовательной или рекреационной деятельности, самовольное выполнение работ на лесных участках, самовольное снятие, уничтожение или порчу почв, уничтожение или повреждение муравейников. Ущерб определяется в кратном отношении стоимости незаконно полученной продукции, арендной платы; затрат, связанных с устранением повреждений. Так, ущерб, причиненный загрязнениями или захламлением лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, определяется в пятикратном размере затрат по очистке загрязненной территории и приведение ее в состояние пригодное для дальнейшего использования.

    Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 13 апреля 2009 г. № 84 утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства [54]. В соответствии с указанной методикой исчисляется вред, причиненный водным объектам в результате их загрязнения вредными (загрязняющими) веществами; аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и иных вредных веществ; сброса хозяйственно-фекальных и льяльных сточных вод с судов и иных плавучих и стационарных объектов и сооружений; засорение акватории, дна и берегов бытовыми и производственными отходами, в том числе затопленными судами и иными крупными предметами; засорение акватории, дна и берегов водного объекта при осуществлении лесосплава.

    В подлежащей возмещению ущерб включаются расходы на восстановление нарушенного состояния водного объекта, разработку проектно-сметной документации, на проведение мероприятий по локализации, ликвидации последствий правонарушения, а также понесенные водопользователем убытки, включая и упущенную выгоды. Определение размера вреда производится с учетом водохозяйственной ситуации и значимости состояния водных объектов, природно-климатических условий, длительности и интенсивности воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект по формулам для отдельных правонарушений. По особым формулам исчисляется вред, причиненный водным объектам в результате сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, загрязнением водных объектов аварийными поступлениями органических и неорганических веществ; пестицидов и нефтепродуктов, загрязнениями (засорением) водных объектов мусором, бытовыми и производственными отходами; загрязнением при проведении работ на водном объекте и т. д.

    Вред, причиненный почве, возмещается по методике исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства РФ от 8 июля 20101 г. № 238 (138).

    В тех случаях, когда нет утвержденных в установленном порядке такс или методик, вред возмещается по стоимости работ по очистке окружающей природной среды, восстановлению природных ресурсов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

    По решению суда на правонарушителя может быть возложена обязанность по возмещению экологического вреда в натуре за счет его сил и средств, например, проведение рекультивации загрязненных земель, очистке водных объектов и других работ.

    Подлежит возмещению экологический вред, причиненный в результате правонарушения, а также в результате реализации проектов хозяйственной и иной деятельности, на которые имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы.

    Иски о возмещении экологического вреда могут быть предоставлены в течение 20 лет.

    Добытая в результате экологического правонарушения продукция (объекты животного мира, древесина и т. д.) является неосновательным обогащением и подлежит изъятию в доход государства или иного собственника природного ресурса на основании ст. 1104 ГК РФ.

    При невозможности изъятия неосновательно приобретенной продукции с правонарушителя взыскивается ее стоимость (ст. 1105 ГК РФ) наряду с возмещением экологического вреда.

    Ущерб взыскивается в пользу собственника, пользователя, арендатора для принятия мер по восстановлению потерь в природной среде. Если же вред причинен природным ресурсам, находящимся в общем, пользовании, то ущерб перечисляется в федеральный бюджет или бюджет субъектов РФ, муниципальные бюджеты в пропорциях, установленных законодательством.

    Наряду с экологическим вредом в результате экологического правонарушения возможно нанесения морального, антропологического, имущественного, экономического вреда. Размер подлежащего возмещения указанных видов вреда определяется в соответствии с нормами гражданского законодательства.

    Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину в результате посягательства на его личные неимущественные права либо иные нематериальные блага; и в других случаях, предусмотренных законодательством. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме с учетом характера физических и нравственных страданий, индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. ст.151,1099-1101 ГК РФ).

    Моральный вред, причиняемый в результате экологического правонарушения, может выражаться в появлении запахов, не свойственных окружающей среде, снижение эстетической ценности ландшафта, в дискомфорте и других ограничениях личных неимущественных прав.

    Антропологический вред может выражаться в снижении способности к труду (трудоспособности), смерти гражданина. Он возмещается в форме утраченых доходов и расходов на лечение, дополнительное питание и т.д. (а в случае смерти гражданина возмещаются средства, необходимые на содержание лиц, находящихся на иждивении умершего).

    Имущественный вред выражается в уничтожении, порче, изменении свойств имущества при его нанесении. Возмещается стоимость имущества, расходы по его ремонту, восстановлению, либо возлагается обязанность по передаче потерпевшему равноценного имущества.

    Экологический вред может выражаться в дополнительных непредвиденных расходах по приобретению, ремонту, восстановлению оборудования зданий и иных сооружений, связанных с нарушениями технологических режимов, по возмещению стоимости уничтоженной, поврежденной продукции, в средствах, выплаченных в виде неустоек, возмещение вреда контрагентам по договорам в результате невыполнения договорных обязательств обусловленных остановкой производства связанной с негативными изменениями окружающей среды и природных ресурсов (прямой ущерб). Наряду с прямым ущербом возмещается упущенная выгода – стоимость неполученной продукции в результате приостановки, прекращения производства, вызванных негативными изменениями окружающей среды в результате экологического правонарушения.

    Вопросы для самоконтроля

    7.1. Правовые средства обеспечения экологического правопорядка.

    7.2. Экологическое и иное стимулирование правомерного поведения субъектов экологических отношений.

    7.3. Экологическое правонарушение: понятие, содержание, виды.

    7.4. Ответственность за экологические правонарушения: понятие, виды, основания привлечения к ответственности.

    7.5. Особенности административной ответственности за экологические правонарушения.

    7.6. Порядок приостановки, прекращения экологически опасной деятельности.

    7.7. Особенности уголовной ответственности за экологические преступления.

    7.8. Экологический вред и другие последствия экологических правонарушений.

    7.9. Возмещение экологического вреда.

    7.10. Возмещение убытков, причиненных собственникам природных ресурсов, природопользователям в результате экологических правонарушений.

    7.11. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

    (Некрасов А.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 44)

    КАК ОЦЕНИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВРЕД?

    Александр Некрасов, юрист, г. Орел.

    Компенсационный характер исчисления размера вреда, причиненного окружающей природной среде, не всегда может обеспечить полное восстановление объектов этой среды, которые были подвергнуты негативному воздействию. Стоимость восстановительных мер может значительно превышать исчисленный с применением имеющихся такс и методик размер вреда. Попробуем найти выход из сложившейся ситуации.

    Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. На основании этого положения п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, возмещают его в полном объеме в соответствии с законодательством. А пункт 3 данной статьи говорит о том, что такой вред возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Согласно п. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Размер причиненного экологической системе вреда в денежной форме можно определить: — по утвержденным в установленном порядке таксам; — в соответствии с методиками исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде; — посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Следует отметить, что последний вариант применяется лишь в том случае, если отсутствуют первые два способа. Важно отличать штрафной характер такс и методик от штрафа как меры административного наказания. Отличие их состоит в следующем: — основное значение такс и методик — возмещение вреда. Они представляют собой санкции имущественной ответственности, главной функцией которой является компенсационная функция. Поэтому такая ответственность наступает только в случаях причинения ущерба неправомерным использованием природных объектов, а размер возмещения прямо зависит от размера причиненного вреда. А штраф налагается независимо от того, причинен ли правонарушителем вред, и его размер не соизмеряется с величиной вреда, если таковой причинен; — уплата административного штрафа не освобождает правонарушителя от возмещения экологических убытков; — взыскание сумм ущерба по таксам и методикам — прерогатива судебной системы, а штраф подлежит взысканию в административном порядке. Эффективность действий существующих методик поддается большой критике в научной литературе. Аргументы таковы: — методики устарели и не соответствуют реальным экономическим отношениям; — методики не содержат полного перечня основных параметров оценки такого вреда, в частности не позволяют оценить косвенный экологический вред, вызванный экологическими правонарушениями ; ——————————— Юридическая ответственность за экологические правонарушения / Отв. ред. О. Л. Дубовик. М.: ИГИП РАН, 2012.

    Читайте так же:  Карело-финская лайка охота на лося

    — в связи со своим узким подходом таксы и методики не могут учесть в полной мере такой немаловажный фактор, как способность окружающей среды к самовосстановлению. При юридическом анализе такс и методик нужно четко уяснить их правовую природу, которая состоит в определении нормативных расчетов показателей ущерба. Но в современных условиях более эффективным способом является установление основных критериев такой оценки.

    Правовой или рекомендательный характер

    Подход к регулированию порядка оценки вреда различается в зависимости от компонентов окружающей среды. Так, применение специальных методик предусмотрено в отношении таких объектов, как земля, водные объекты, атмосферный воздух и недра. В отношении лесов и животного мира применяются таксы (твердые единицы исчисления убытков). Для применения такс или методик расчета размера ущерба, причиненного экологическим правонарушением, необходимо установить, имеют ли акты, регулирующие названные выше методы расчетов ущерба, нормативно-правовой характер. Если нет, то они носят рекомендательный характер. При этом следует иметь в виду, что отсутствие утвержденных такс и методик не может служить основанием для отказа в возмещении вреда. В этом случае вред возмещается по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе и упущенной выгоды. Действующее экологическое законодательство не содержит норм, детально регламентирующих порядок исчисления убытков . ——————————— Гейт Н. А. Экологическое право: Курс лекций. М.: Проспект; ТК Велби, 2009.

    Законодательство предусматривает обязательный порядок применения нормативного метода исчисления ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»). В сфере водопользования действует Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 30.03.2007 N 71. Однако данная Методика содержит положение, указывающее на возможность применения метода оценки фактических затрат на фиксацию правонарушения и восстановления водного объекта. На сегодняшний момент большинство методик имеют рекомендательный характер и, следовательно, могут применяться наряду с другими методами оценки ущерба по выбору сторон спора. Так, рекомендательный характер имеют Методика определения размера ущерба от деградации почв и земель, утв. письмом Роскомзема от 29.07.1994 N 3-14-2, и Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, утв. Госкомэкологией РФ 06.09.1999. Наличие различных методов определения размера ущерба за одинаковые экологические правонарушения в зависимости от субъекта обращения в судебные органы (органы Министерства природных ресурсов РФ, титульные владельцы объектов природных ресурсов или иные субъекты) приводит к различному толкованию норм и, соответственно, к различному их применению. Так, размер ущерба земельному фонду может быть определен истцом (или иным заинтересованным лицом) согласно письму Минприроды России N 04-25, Роскомзема N 61-5678 от 27.12.1993, в котором сказано, что порядок определения размера ущерба подлежит применению органами Минприроды, Роскомзема и Госкомсанэпиднадзора. Такса представляет собой заранее исчисленный и зафиксированный в твердой сумме размер ущерба. Примером штрафного характера такс может служить положение, закрепленное в Постановлении Правительства РФ N 273, согласно которому за незаконные рубку, выкапывание, уничтожение или повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста взыскивается 50-кратная стоимость древесины. Для применения нормативного метода в качестве альтернативного способа оценки вреда окружающей среде и для более успешного его функционирования необходима выработка единых методических указаний, устанавливающих единую шкалу оценок и иных показателей, которая учитывает возможные степени риска и неблагоприятные последствия. Существует необходимость выработки единых механизмов, позволяющих всем без исключения субъектам экологических отношений возмещать ущерб в наиболее приближенной к реальной стоимости форме.

    Если обратиться к судебной практике, то можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев определение размера убытков остается на усмотрение судебных органов. На основании ст. ст. 15, 393, 1061 ГК РФ расчет убытков должен производиться исходя из цен, существовавших в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора либо в день обращения кредитора в суд в случае неудовлетворения его требований должником в добровольном порядке. Кроме того, суд имеет право в зависимости от обстоятельств конкретного спора, присуждая возмещение должником убытков, исходить из цен, существующих в день вынесения решения. Рассмотрим дело о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А33-7537/2010). Министерство лесного комплекса Республики Карелия обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к ОАО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее — ОАО) о взыскании 186705 руб. 05 коп. ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Между министерством лесного комплекса Республики Карелия и ОАО заключен договор N 59-з аренды лесного участка в целях заготовки древесины. В силу п. 3.4 данного договора пользование лесным участком осуществляется на основании и в соответствии с Лесной декларацией, заполнение и подача которой производится согласно действующему законодательству. В Лесной декларации от 17.12.2008 ОАО заявило об объемах заготовки древесины. По результатам проверки качества произведенных ОАО отводов, проведенной ГУ РК «Сосновецкое центральное лесничество», выявлен факт незаконной рубки. Поскольку ОАО в добровольном порядке не возместило ущерб, причиненный лесному фонду, министерство лесного комплекса Республики Карелия обратилось с иском в арбитражный суд. В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Пункты 1, 2 ст. 1064 ГК РФ предусматривают, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежат возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие убытков, противоправного поведения и вины. Суд установил, что количество фактически вырубленной ОАО древесины превышает количество подлежащей заготовке древесины, указанное ОАО в поданной им Лесной декларации на 2009 год. Данный факт подтверждают протоколы о лесонарушении от 15.07.2009 N 5 и 6, чертеж участка незаконной рубки, ведомости перечета деревьев по пням, ведомости материально-денежной оценки. Объем незаконно вырубленной древесины подтверждается ведомостями сплошного перечета вырубленных деревьев, в которых зафиксированы ступень толщины по пням и количество пней, и ведомостями материально-денежной оценки, составленными к протоколам о лесонарушении непосредственно на месте незаконной рубки, где производились соответствующие измерения. Истец правомерно произвел расчет суммы ущерба в соответствии с требованиями Постановлений Правительства РФ N 273, от 22.05.2007 N 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», ст. 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

    В иске отказать

    Необходимо отметить, что арбитражные суды довольно часто отказывают в исках о взыскании ущерба, причиненного природным объектам, если истец допустил нарушение требований определенных методик, а также если не доказаны все элементы состава правонарушений. Так, в одном деле (Определение ВАС РФ от 22.11.2010 N ВАС-14935/10) Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к ООО «Тепловодоканал» о взыскании 812307 руб. ущерба, причиненного водным объектам в результате сброса загрязненных сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ. Суд установил, что в ходе проверки, проведенной в отношении общества Управлением Росприроднадзора, последнее составило акт проверки, в котором указало на выявленное нарушение ответчиком положений ст. ст. 35, 39 Водного кодекса РФ. В частности, было указано, что в результате несанкционированных сбросов сточных вод в реку и озеро Н. Ковдора общество причинило окружающей среде вред в результате ее загрязнения. Истец составил протокол административного правонарушения и вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности, наложил штраф в размере 20 тыс. руб., который общество уплатило. Рассчитав согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, размер вреда, истец направил ответчику претензию с требованием возместить указанный вред. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с общества суммы заявленного истцом вреда. Суд указал, что приведенный истцом в обоснование размера причиненного ответчиком вреда расчет составлен с нарушением Методики, предусматривающей забор не менее трех проб, а истец сделал забор только одной пробы. При таких обстоятельствах, учитывая недоказанность размера убытков, суд, руководствуясь ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, пришел к выводу об отсутствии в настоящем случае состава правонарушения для применения ответственности к ответчику в виде взыскания с него убытков. На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации могло стать назначение судебно-экологической экспертизы, поскольку для определения размера и характера ущерба, причиненного окружающей среде, необходимо установить, имел ли место факт его причинения, обстоятельства его причинения, масштабы негативного воздействия на объекты окружающей среды, а также связь между деянием и причиненным ущербом. Именно экспертиза может служить главным помощником по установлению всех вышеуказанных обстоятельств. Однако при анализе судебной практики видно, что суды неохотно прибегают к помощи экспертов по оценке ущерба, нанесенного окружающей среде. При применении такс и методик затруднительно установить обстоятельства нанесения ущерба. Природа имеет многогранный характер, и попытка собрать все условия ее охраны и защиты в одном документе не решит всех проблем. Таксы и методики не могут учесть все многообразие условий, при которых может быть нанесен ущерб. Таким образом, использование специальных знаний должно являться приоритетным моментом при оценке ущерба. Помимо этого, судебно-экспертная деятельность может играть ключевую роль в разработке действий по устранению выявленных нарушений.

    Представительство Институт СЭиК

    Офис:

    г. Саратов, БЦ «Арена», ул. Им.Чапаева В.И., д.65

    Тел. 8 (800) 500-76-44

    Стоимость: от 10 000 руб.
    Сроки: от 3 дней

    Стоимость : от 25 000 руб.
    Срок: от 3 дней

    Стоимость: от 10 000 руб.
    Срок: от 2 дней

    Стоимость: от 40 000 руб.
    Сроки: от 30 дней

    Стоимость: от 50 000 руб.
    Сроки: от 5 дней

    Стоимость: от 15 000 руб.
    Сроки: от 5 дней

    Стоимость : от 50 000 руб.
    Срок: от 2 дней

    Стоимость: от 20 000 руб.
    Сроки: от 3 дней

    Стоимость от 15 000 руб.

    Срок от 5 дней

    Стоимость: от 20 000 руб.
    Сроки: от 2 дней

    Стоимость: от 5 000 руб.
    Срок:
    от 3 дней

    Стоимость: от 20 000 руб.
    Сроки: от 3 дней

    Стоимость: от 10 000 руб.
    Сроки: от 3 дней

    Стоимость: от 20 000 руб.
    Срок: от 3-х дней

    Стоимость: от 20 000 руб.
    Срок: от 3 дней

    Стоимость: от 15 000 руб.
    Сроки: от 2 дней

    Стоимость: от 25 000 руб.
    Срок
    : от 5 дней

    Стоимость: от 15 000 руб.
    Срок: от 2 дней

    Стоимость : от 10 000 руб.
    Срок: от 2 дней.

    Стоимость: от 40 000 руб.
    Сроки: от 5 дней

    Стоимость : от 30 000 руб.
    Срок: от 5 дней

    Стоимость: от 15 000 руб.
    Сроки: от 3 дней

    Стоимость: от 40 000 руб.
    Срок: от 10 дней

    Стомиость: от 5000 руб.
    Срок: от 2 дней.

    НОЧУ ДПО «Институт судебных экспертиз и криминалистики» проводит судебные экспертизы для органов государственной власти по поручению арбитражных судов, судов общей юрисдикции, федеральной службы безопасности Российской федерации, полиции, прокуратуры, следственных органов, государственных и муниципальных предприятий, государственных учреждений, коммерческих организаций и частных лиц.

    Похожие статьи:

    Йоркширский терьер пушистыйЙоркширский терьер пушистый

    Йоркширский терьер на сегодняшний день, одна из самых популярных пород. Маленькие, не требующие долгих прогулок, они идеально вписываются в динамичные условия современной жизни. При покупке собаки будь то питомник, или

    Чингиз хан русский тойЧингиз хан русский той

    Профессор А. ПОРТНОВ Примерно полтора года назад на глаза мне попалась публикация в газете «Известия», в которой говорилось: «Отделение истории Российской академии наук выразило общее мнение ученых об исторических изысканиях