Уроки по рассказу белый пудель

» формировать умение находить основные темы художественного произведения на примере рассказа «Белый пудель» А.И. Куприна,

» отрабатывать умения анализировать эпизод художественного текста,

» обучать составлению характеристик художественных образов героев рассказа,

» учить определять особенности сюжета и композиции художественного произведения,

» продолжить работу над формированием умения находить средства выразительности художественного текста,

» учить пересказывать текст от лица героя произведения;

» обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, художественная деталь.

» умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения,

» навыки комментированного чтения,

» умения исследовательской работы с текстом,

» доброту и сострадание к окружающему миру,

» любовь к животным,

» ценностное отношение к дружбе.

Тип урока: изучения нового материала.

Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Технологии: информационно-коммуникационная, технологии развития критического мышления. . >>> далее

Скачать Открытый урок литературы в 6 классе «Основные темы и характеристики образов рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»

Описание разработки

Цели урока:

формировать умение находить основные темы художественного произведения на примере рассказа «Белый пудель» А. И. Куприна,

отрабатывать умения анализировать эпизод художественного текста,

обучать составлению характеристик художественных образов героев рассказа,

учить определять особенности сюжета и композиции художественного произведения,

продолжить работу над формированием умения находить средства выразительности художественного текста,

учить пересказывать текст от лица героя произведения;

обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, художественная деталь.

развивать читательские навыки, умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения, навыки комментированного чтения, умения исследовательской работы с текстом,

доброту и сострадание к окружающему миру, любовь к животным, ценностное отношение к дружбе.

Структура и ход урока.

1. Организационный этап.

— Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что работа на уроке будет интересной и продуктивной.

2. Целеполагание.

— Назовите произведение и автора данного отрывка.

«Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время подымается вверх могучей спокойной стеной. И цвет его был синее, еще гуще в узорчатых прорезах, среди серебристо-зеленой листвы».

Укажите в тетради и на доске:

— Как называется литературный термин, обозначающией то, о чем говорится в произведении?

— О ком рассказывается в данном произведении? Кто такие дедушка Лодыжкин, Сережа, Трилли и другие (герои или образы)?

— Сформулируйте тему урока.

2. основные литературные понятия для усвоения на уроке.

3. Проверка домашнего задания.

— Какой необычный герой нам встречается в рассказе?

По словам дочери Куприна, отец был великим «зверолюбом», он действительно любил и понимал животных, вникал в их мир и сердце.

— Итак, сегодня на уроке нам нужно определить особенности сюжета, в чем заключается конфликт рассказа, какова идея произведения.

— А на основе чего был создан рассказ «Белый пудель» мы сейчас послушаем.

4. Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала.

— Какое животное, хорошо знакомое в повседневной жизни, часто бывает артистом в цирке?

— В каких произведениях вы встречали героев, которые являются артистами?

— Посмотрите на иллюстрации и вспомните художественные произведения.

5. Изучение нового материала.

Работа в группах. Группы получают задания:

(вопросы к 1-2главам)

– Найдите в тексте слова, рисующие, как выглядела труппа бродячих артистов?

– Почему писатель говорит о дедушке «плёлся»? Какое значение имеет эта художественная деталь?

– Что заставляло старого шарманщика и Серёжу бродить по «горным тропинкам от одного дачного посёлка до другого»?

– Какие отношения сложились между ними? Почему?

– Оформите свой ответ: «Бродячая труппа Аристов».

Ход урока:

Цитатой к уроку является народная мудрость: «Доброе дело добром отзовется».

I. Орг. момент:

— Начинаем урок литературного чтения.

II. Эмоциональный настрой.

– Доброго дня! Солнцу и птицам!

Доброго дня улыбчивым лицам!

III. Позитивный настрой: Мысленная прогулка в лесу.

Просмотр содержимого документа
«Александр Иванович Куприн «Белый пудель». »

Тема: Александр Иванович Куприн «Белый пудель».

Цели: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта». Продолжить знакомство с биографией и творчеством А.И.Куприна , его произведением «Белый пудель» ; учить беглому, осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, работать над совершенствованием навыков чтения; развивать диалогическую и монологическую речь учащихся, обогащать их словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора; воспитывать культуру речи, уважительное отношение к товарищам; выполнять тест; давать точные ответы на поставленные вопросы; способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; прививать любовь к чтению; воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний; помочь понять смысл дружбы.

Задачи:
1.Обучать вдумчивому чтению произведения детской литературы, формировать осознанное стремление быть добрым.
2. Развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации, развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний; развивать коммуникативные навыки учащихся — умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей, работать в парах.
3. Воспитывать внимательное отношение к окружающим. Способствовать формированию высоких нравственных качеств: честности, порядочности, сострадания; воспитывать качества личности: целеустремленность, трудолюбие, усидчивость.

Оборудование: Книги А.И.Куприна, мультимедийный проектор с презентацией, карточки, учебник, тесты.

Тип: урок изучения нового материала.
Технологии:
проблемно-развивающая, здоровьесберегающие, личностно-ориентированный, дифферинцированная, современные информационные технологии.

Цитатой к уроку является народная мудрость: «Доброе дело добром отзовется».

— Встали, подравнялись! Садитесь!

— Всё ли необходимое лежит на парте? (дневник, книга литературного чтения, ручка, простой карандаш, книга дополнительного чтения)?

II. Эмоциональный настрой.

– Пожелаем друг другу успехов на сегодняшний урок.

III. Позитивный настрой: Мысленная прогулка в лесу.

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним. Прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас ( В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете к нему вернуться в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

— Откройте книгу дополнительного чтения, приготовились, начали читать.

— О чём прочитали?

V. «Человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во вселенной» — писал Самуил Яковлевич Маршак.

А писатели и поэты с помощью слов создают удивительный, особый мир в своих произведениях. И наша задача, читая эти произведения, перенестись туда на крыльях фантазии, воображения, осмотреться, услышать звуки, почувствовать запахи, пережить события, что происходят там, а когда придёт пора вернуться обратно в класс, то не забыть унести в душе с собой самое важное, что заметили там; и сказать спасибо человеку, подарившему такое путешествие.

Отправляемся в удивительный мир путешествий, слыша, переживая, чувствуя самое важное, что происходит на уроке.

VI. Постановка учебной задачи.

– Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Учиться бегло и выразительно читать. Уметь находить в тексте важное, нужное. Уметь владеть своим голосом.)

– Что нам с вами поможет выполнению поставленных задач? (упражнения)

Упражнение для дыхания: “Представьте, что у вас на ладони лежит пушинка. Наберите воздуха в легкие, вздохните глубоко и подуйте на пушинку, чтобы она улетела как можно дальше” (2-3 раза).

Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ для языка.

Зубы ровно мы смыкаем

и заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы –

посчитаем наши зубы.

Мои губы трубочка

превратились в дудочку.

Язык лопаткой положи

и спокойно подержи.

Язык можно убирать.

Язык в иголку превращаю.

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну

до пяти считать начну.

Иголку я могу держать.

– Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выполнению остальных задач, а именно: выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.

VIII. Проверка домашнего задания: Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»-выразительно читать, отвечать на вопросы.

1 уровень: Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные слова.
1. Почему мало дичи? ________________________________________________

2. Когда происходит действие в стихотворение? _________________________

3. Чем бьют мужики зайцев? __________________________________________

4. Как собрались зайцы на островке? ___________________________________

5. Как произошла встреча с зайчишкой на пне? __________________________

6.Кого нашел под кустом дед Мазай?____________________________________

7. Сколько зайцев плыло на бревне?___________________________________

8. Что сделал с зайцами дед Мазай, когда приплыл в деревню? ____________

Ф.И.________________________________________ 4-«Д»класс
2 уровень: Выберите правильный ответ:

1. В какое время года происходит действие в стихотворении А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»?

А) летом Б) осенью В) зимой Г) весной

2. Чем мужики топили зайцев?

А) вёслами Б) дровами В) баграми Г) лаптями

Как дед Мазай называл зайцев?

А) команда Б) команда В) команда Г) команда

босая косая бедная горемычная

С кем дед Мазай сравнивает зайчиху?

А) с купчихой Б) с поварихой В) с ткачихой Г) с боярыней

Чем накрыл Мазай зайчиху?

А) фуфайкой Б) зипуном В) косовороткой Г) ушанкой

Сколько зайцев спасались на бревне?

А) около сотни Б) двадцать В) с десяток Г) пара

Сколько зайцев обогрел дома дед Мазай?

А) 2 Б) 4 В) 8 Г) 10

3 уровень: Подчеркните нужное слово:

1 . Зайцы собрались на островке (толпой/ гурьбой)
2. Дед Мазай увидел на островке (зайчишку /белку)
3. У куста копошилась (детвора/зайчиха).
4. На бревне спасалось (десяток/ двадцать) зайцев.
5.В лодке осталось (6 зайцев/ 2 пары).
6. Действие в стихотворении происходит (осенью/весной)

Нормы оценок:
«5» — нет ошибок
«4» — 1 ошибка
«3» — 2 ошибки
«2» — 3 ошибки

IX. Притча. Учитель читает притчу, используя методический прием «чтение с остановкой».
А сейчас весна!
Теплым солнечным днем все вокруг радовалось весне. Цвели сады, щебетали птицы. В лазурном небе летел журавлиный клин. Где-то весело журчал ручеек.
А под высоким тополем стоял маленький мальчик и плакал. Он не видел, как цветут сады. Он не слышал, как щебечут птицы. Небо казалось ему не голубым, а черным. Журавлиный клин казался мальчику ниточкой слез.
А люди шли мимо маленького мальчика и не замечали, что он плачет.
• Как вы думаете, почему мальчик не видел красоты жизни вокруг себя? (Ответы учащихся)
Плачущего мальчика увидел дедушка, подошел к нему, положил руку на голову. Дедушка что-то долго говорил мальчику, о чем-то его расспрашивал. Мальчик сквозь слезы поведал о чем-то пожилому человеку.
Так они говорили около часа. Разговор закончился тем, что мальчик улыбнулся. Он увидел, что вокруг него цветут сады. Он услышал, как весело щебечут птицы. В голубом небе перед ним задрожал журавлиный клин, и мальчик подумал: «А сейчас весна!»
• Как вы думаете, о чем говорили дедушка с мальчиком?
• Какие чувства вызывает у вас эта притча? (Ответы учащихся)
— В жизни каждого из нас встречаются люди, общение с которыми доставляет нам радость. Мы учимся у них доброте, мудрости. Полюбить другого человека как самого себя и относиться к нему так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам, — в этом достоинство человека. Изучая самопознание, мы идем дорогою любви и добра.

Читайте так же:  Собака породы бульмастиф

X. Работа над загадкой.

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди —
Лучше в дом не заходи. (собака)
-Хорошо, молодцы!

XI. Сегодня на уроке познакомимся с биографией и творчеством А.И.Куприна , и отрывком из его произведением «Белый пудель».

-Как вы думаете о чем или о ком это произведение?

ПУДЕЛЬ – порода декоративных собак. Предположительно эта порода произошла в 16 веке от старинных длинношерстных пастушьих и охотничьих «водяных собак». Пудели приобрели огромную популярность, но впоследствии их перестали использовать для охоты и они постепенно превратились в комнатно-декоративных. Прекрасно дрессируются, послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами многих известных людей. Бетховен написал элегию на смерть своего любимца, Г. Гейне сочинил стихотворение «Добродетельная собака», а перу А. И. Куприна принадлежит трогательный рассказ «Белый пудель».

XII.Биография А.И.Куприна.

В детские и юношеские годы судьба сталкивала Куприна с талантливыми сверстниками. С известным клоуном и дрессировщиком А.Л.Дуровым Куприн повстречался в 1879 г. «Анатолий, — вспоминал позднее Kyприн безудержно, бесшабашно демонстрировал тогда уже свои номера перед товарищами. Он вертелся колесом, ходил на руках и изображал клоуна… Тайно я благоговел перед ним. »

Композитор А.Н.Скрябин в те же годы, что и Куприн, был воспитанником кадетского корпуса. В свободные вечера вокруг старинного рояля кадеты слушали талантливую игру своего товарища. Из первых учителей и наставников оказал особое влияние на будущего писателя талантливый педагог-словесник М.И. Цуханов, единственный учитель, «которого ценили и любили воспитанники корпуса». Активный член московского «Артистического кружка», Цуханов заражал своих воспитанников любовью к искусству, к литературе, к меткому русскому слову. Поэт-искровец Л.И.Пальмин стал для Куприна «крестным отцом» в литературе. Он отговорил юношу сочинять стихи, посоветовал писать прозу. При посредстве Пальмина, сотрудничавшего в 1880-е гг. в юмористических журналах, первый рассказ Куприна «Последний дебют» был опубликован в журнале («Русский сатирический листок» (3 декабря 1889 г.). О поэте Пальмине Куприн не раз упоминал (под другим именем) в своих автобиографических произведениях «Первенец», «Типографская краска», «Юнкера». В автобиографических повестях «Кадеты» и «Юнкера» писатель рассказал о воздействии на него произведений Пушкина, Гейне, Л.Толстого.

И вcё-таки всю жизнь Куприн ощущал недостаток глубоких знаний, той культуры, что впитывается с малых лет. Поруганные детство и юность не прошли бесследно и не раз впоследствии давали о себе знать. И хотя после выхода в отставку Куприн с ненасытной жадностью «накинулся на жизнь и на книги», он убедился, «что для усвоения знаний существуют пределы возраста и что никакой талант ничего не стоит без систематического образования».

Недостатки образования писатель неутомимо восполнял все новыми и новыми жизненными впечатлениями. Сама жизнь Куприна с многочисленными странствиями, встречами и происшествиями превращалась, по словам Батюшкова, в «роман приключений, герой которого проходил через все слои и состояния».

Куанамын менде, куанасын сенде,

Куанамыз б?ріміз, арайлы ат?ан к?нге.

-Как понимаете значение слов?
Лексическая работа. Шарманка — механический музыкальный инструмент, в котором вращающийся металлический валик с выступающими из него шипами (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда поступает воздух из воздушной камеры.

Какое это слово? (устаревшее). Работа со словарем.

XV. Первичное знакомство с текстом. Чтение учителем и детьми цепочкой

XVI. Анализ содержания сказки.

Выявление первоначальных впечатлений.

— Кто из героев рассказа вызывает ваши симпатии? Почему?

— Чьи поступки вы осуждаете? Почему

XVII. Физминутка: игра на внимание.
Учитель предлагает учащимся по хлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и потопать ногами, если речь идет о плохом. Учитель каждый раз проговаривает слова «хорошо или плохо. »
• Покормить птиц зимой?
• Утаить от родителей плохую отметку, полученную в школе?
• Сломать ветку на дереве?
• Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки?
• Изрисовать стену жилого дома краской из баллончика?
• Помочь библиотекарю подклеить старые книжки?
• Принять участие в субботнике по уборке территории школы?
• Уступить место в автобусе пожилому человеку?

XVIII. Чтение текста учащимися по цепочке.

– Почему же рассказ назван «Белый пудель»?
— Рассказ Куприна (можно, нельзя) считать повествованием о собаке.

– С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?
– В чём заключалась работа пуделя-артиста?
– Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?
– Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?

– Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?

-Хотели бы вы быть похожими на Сережу? Почему?

-Какими качествами обладает мальчик?

— Почему и хозяева дачи, и их слуги так непочтительны по отношению к бродячим артистам?

Они не понимают, что хлеб бродячего артиста не сладок: нужно много трудиться, чтобы научиться трюкам, которые выполняет Сергей; нужно много терпеть, чтобы, превозмогая усталость, в летнюю жару переходить от дачи к даче в надежде получить кусок хлеба. Обитатели дачи видят в них не честных тружеников, а голодранцев и обманщиков.

— Как работают артисты?

Артисты работают на совесть, несмотря на то что это очень трудно на сильной жаре, «когда Реомюр показывает двадцать два градуса в тени».

-В каких эпизодах проявляются лучшие качества Сережи и старика Лодыжкина?

XX. Выполнение дифференцированных заданий.
1. Соедини героев с качествами, которыми их наделил А.И. Куприн:

2. Какова тема произведения?
1) О братьях наших меньших животных.
2) О взаимоотношении людей и животных.
3) О жизни людей до революции.
3. Какова главная мысль этого произведения?
1) Добиваться цели нужно любыми способами.
2) Купить можно все, были бы деньги.
3) Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека.

XXI. Рефлексия: У. Чему учит это произведение?
– Учит тому, что в дружбе жить лучше.

XXII. Картинная галерея:

А если бы вы получили от автора такое задание: подсказать новый образ героев, чтобы вы поменяли?

Какое имя предложили?

Чем он мог заниматься?

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Какова его главная мысль?

— Важна ли для нас эта тема?

Берясь за дело, нужно несмотря ни на что довести его до конца. Если не умеешь — учись, но делай это как положено!

У нас у всех есть друзья, мы не должны так поступать.

XXIV. Выводы:
– Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Куприн учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным, осуждает черствость и бездушие людей.

– Отношение к белому пуделю позволило А.И.Куприну в рассказе показать достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина и смелость Серёжи, безнравственность обитателей дачи и преступность дворника.

XXV. Домашнее задание: Выразительное чтение отрывка рассказа с. 76-83.

1 вариант. Творческий пересказ

от лица дедушки.

2 вариант. ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Рассказ об А.И.Куприне.

Учитель: -Вы ответьте, на уроке не было ли скуки?

Кому было интересно поднимите руки.

XXVI. Оценивание учащихся. Наш урок подошел к концу. Вы все очень активно работали, поэтому я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Мне захотелось…
Я учился ….
У меня получилось…

XXVII. Круг Радости: «От сердца к сердцу».

Собрав учеников в круг, учитель предлагает взяться за руки и исполнить песню Татьяны My хаметшиной «О доброте».

Песня о доброте

Сл. и муз. Татьяны Мухаметшиной

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте, друзья, всегда

Друг другу желать добра!

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемящей запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья.

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

-Задала я вам заданье. Что ж, ребята, до свиданья! Прозвенит сейчас звонок,

И закончится урок, спасибо вам мои, друзья! Всем очень благодарна я.

– создать условия для внимательного и вдумчивого чтения художественного произведения,
– попытаться раскрыть понятие “личность” на примере литературного героя.

– развитие речи, внимания, памяти, мышления,
– учить понимать чувства окружающих, вызвать доброе отношение к людям и животным,
– активизировать самостоятельный поиск информации к уроку,
– отрабатывать умение искать информацию в тексте.

– детские работы / рисунки к произведению с вопросами, кроссворды, ребусы…/,
– выставка книг / разные издания книги А. И. Куприна “Белый пудель”/,
– презентация,
– листы для характеристики героя.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания:

– Ребята, вы готовились к сегодняшнему занятию: много читали, подготовили рисунки, кроссворды, …

Начнём с биографии автора.

Ученики сообщают те биографические сведения, которые сумели найти

/Где и когда родился А. И. Куприн, сведения о семье, где учился, когда и с какого жанра начал писать …/

Презентация. Слайд 2.

2. Работа с книжной выставкой

– Вы читали рассказ А. И. Куприна “Белый пудель”.

Вам понравилось это произведение? Какие события вас особо потрясли, удивили, восхитили, взволновали?

/ Выслушать всех желающих/

Ребята, вы принесли книги разного издания.

Расскажите, какие события изображены на обложках ваших книг.

/ Дети по очереди кратко рассказывают/

3. Ребусы:

Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.

Учитель: Какой ребус лишний? Почему?

/Возможно, ученики исключат слово “личность”, т. к. это не персонаж данного произведения /

Как вы понимаете слово “личность”?

Где можно найти объяснение значения данного слова?

Учитель: Даже психологи не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Вот одна из точек зрения…

– Ребята, как вы считаете, уместно ли на уроке литературы говорить о личности? Почему?

Думаю, что мы сегодня ещё вернёмся к понятию “личность”, а пока вспомним содержание рассказа “Белый пудель”.

– Сколько артистов в этой труппе?/старик, Сергей, пудель Арто и щегол в клетке, обученный вытаскивать из ящика бумажки с предсказаниями будущего/

– Кем приходится Сергей старику? /чужой человек/

– Что мы узнаём о родителях Сергея? /мать умерла давно; отец – сапожник, пьяница, отдал сына Мартыну Лодыжкину за рубль в месяц, но вскоре умер/

– Сколько лет они вместе скитаются? /5 лет/

– Назовите 3 самые дорогие существа (или вещи) старика?

/Сергей, Арто, шарманка/

– Где происходят события рассказа?/в Крыму/

– Как себя чувствует Сергей? Какое у него настроение? /он восхищается красотой природы, он беззаботен и счастлив /

Вспомним, что восхищало в Крыму Сергея:

Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.

– Кто такой Трилли? Как относятся к нему Сергей и старик?

/ “Шамашедший”; “Язвительный, однако, мальчуган. Как такого вырастили? Ну уж, будь в моей власти, я бы …ему прописал ижу”/

– Что значит “прописать ижу”?

Сценка “Наказание ученика” /роли исполняют два заранее подготовившиеся ученика/:

Учитель: Петров, отвечай урок!

Петров: /молчит, мычит, мнётся/

Учитель: Петров, подойди сюда.

/ Порет, приговаривая/ – Учи урок! Учи урок!

Слайд 13.
Слайд 14.

/При просмотре слайдов, ученики поясняют их смысл./

– Что ответил старик, когда барыня спросила за сколько он продаст собаку?

/ “Собаками, барыня, не торгую – с”
– Почему старик не продал собаку?

– Как он объяснил свой отказ дворнику? Как вы понимаете такой ответ?

/ “Не всё то продаётся, что покупается”/

– За что Сергей сердился на старика, когда пропал Арто?

/За его беспомощность, “Что нам делать теперь, Серёжа?”/

– Когда Сергей перестал злиться и пожалел старика? Почему?

/ Когда тот рассказал о чужом паспорте/

– Какие чувства испытывал Сергей, когда оказался в барском саду?

/ “Никогда в жизни мальчик не испытывал такого мучительного ощущения полной беспомощности, заброшенности и одиночества, как теперь”/

– Что заставляет Сергея спасать собаку?

/Любовь к собаке, к старику; осознание того, что теперь только он может изменить ситуацию…./

Читайте так же:  Акита-ину лапы

– Как меняется Сергей от начала к концу рассказа?

/Ученикам выдаются листы для письменной характеристики героя; они работают самостоятельно 2-3 минуты/:

в начале рассказа

в конце рассказа

Проверка самостоятельной характеристики героя

/ученики зачитывают свои варианты/

Возможный итог/ записывает учитель на доске/:

в конце рассказа Беззаботный, весёлый, Решительный, смелый, серьёзный,
Чувствует ответственность за других,
Взрослеет, становится ЛИЧНОСТЬЮ

– А как могла бы закончиться эта история, если бы Сергей повёл себя иначе?

– Вспомним, что понимают под словом “личность”

Можно ли назвать Сергея “ личностью”? А старика Лодыжкина?

Каким должен быть человек, чтобы его назвали Личностью?

/Можно дома продумать устный (или письменный ) ответ на этот вопрос с примерами из литературы или из жизни/

— Ребята, помогите закончить наш разговор такой известной фразой:

В голосовании могут принять участие только участники методической группы (успешные участники мероприятий портала: конкурс им. А.С. Макаренко, Всероссийское тестирование педагогов).

5 класс
Тема урока: А.И.Куприн «Белый пудель».
Тип урока: обобщение, систематизация знаний.
Цели урока: —
Обучающие:
формировать умение анализировать текст художественного произведения;
развивать коммуникативные навыки;
Развивающие: развивать читательские навыки, умение устанавливать причинно-следственную связь событий произведения, развивать умение выражать свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;
Воспитывающие: воспитывать:
нравственные качества личности на примере героев рассказа,
любовь к животным,
ценностное отношение к дружбе.
Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, самостоятельная работа, индуктивный, продуктивный и репродуктивный метод.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Технологии: информационно-коммуникационная, технологии развития критического мышления.

Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
Пусть этот урок
принесет нам радость общения
и наполнит наши души
прекрасными чувствами
II. Проверка домашнего задания.
Звучит музыка из телепередачи «В мире животных».
Учитель:
• Ребята, закройте глаза и подумайте о своих родных, о друзьях, о любимых животных. Хорошо, что они есть в нашей жизни.
— Почему именно эта мелодия прозвучала в начале урока?
а) Загадки:
Молоко пьет, Песенки поёт.
Часто умывается,
А с водой не знается.
Мягкие лапки,
А в лапках – цап-царапки. (кошка)
Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная …(Собака)
— А какие породы собак вы видели и знаете, сейчас вы мне назовёте, отгадав загадки и найдя их в следующих строчках.
ВОДОЛАЗПРНШЩИКЛ
ПСЧДОГРБЬНДЛЫСТП
ЛЬСНЕГШПУДЕЛЬБТЬ
МДОЛМАТИНПРВАК
ДЛЖОВЧАРКАМСЧШ
Играет, плавает в воде,
Поможет тонущим в беде,
Легко ныряет много раз
Лохматый чёрный. (Водолаз)
Мускулист он и высок,
Этот пёс – немецкий …(Дог)
Он циркач и акробат,
Он не требует наград,
Добродушный по природе
И подстриженный по моде! (Пудель)
Красавец белый в чёрных пятнах,
Весёлый и такой приятный,
Среди собак не исполин,
Детей любимец … (Далматин)
Она границу охраняет,
По следу жулика поймает,
Её пускают там, где жарко,
А звать немецкая. (Овчарка)
Б) Вопросы:
— Какой рассказ мы изучали на предыдущих уроках? («Белый пудель» А.И.Куприна)
• С какими героями рассказа знакомит нас автор? (старик, мальчик Сергей, пудель Арто, мальчик Трилли, обитатели дачи «Дружба»)
• Сколько артистов в труппе артистов? (старик, Сергей, пудель Арто и щегол в клетке, обученный вытаскивать из ящика бумажки с предсказаниями будущего).
• Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «маленькую бродячую труппу»? (мать умерла давно; отец – сапожник, пьяница, отдал сына Мартыну Лодыжкину за рубль в месяц, но вскоре умер бродячей труппы. Встреча с добрым, заботливым Лодыжкиным позволила мальчику научиться честно зарабатывать хлеб,став членом бродячей труппы, к 12 годам он уже владел приёмами заправского акробата).
• — Кем приходится Сергей старику? (чужой человек).
• Сколько лет они вместе скитаются? (5 лет).
• Назовите 3 самые дорогие существа (или вещи) старика? (Сергей, Арто, шарманка).
• Какие отношения сложились между ними? Почему?
• Почему рассказ называется «Белый пудель»?
— Проверим, внимательно ли вы читали рассказ
Работа с сигнальными карточками «да», «нет»
Эту историю писатель А.И.Куприн выдумал от начала до конца «НЕТ»
Главных героев объединила жизнь и повела нелёгкими дорогами бродячих цирковых артистов. «ДА»
Дедушка Мартын Лодыжкин НЕ любил свою шарманку. «НЕТ»
Щегол был обучен плясать под шарманку. «НЕТ»
Выступление бродячих артистов понравилось обитателям дачи. «ДА».
Дедушка был хорошим дрессировщиком «ДА».
Сергей выполнял акробатические упражнения с охотой, работал хорошо «чисто» «ДА».
Хозяйка заплатила артистам за хорошее выступление. «НЕТ».
Трилли хотел погладить собаку «НЕТ».
Пёс всю труппу кормит, поит и одевает. «ДА».
Мартын Лодыжкин продал пуделя за сто рублей «НЕТ».
III. Всесторонняя проверка знаний.
1. Маленькая бродячая труппа:
— Сколько артистов было в труппе?
— Коротко расскажите о каждом артисте.
— Какие отношения связывали людей и собаку?
Вывод: они любят и поддерживают друг друга, проходя через трудности, невзгоды и лишения.

2. Обитатели дачи «Дружба»
1. Каким образом появился на террасе мальчик? Найдите нужные строчки и прочитайте. (с.209)
2. Что при этом делали взрослые? Прочитайте. (с.209)
3. Докажите, что мальчик не был по-настоящему болен.
4. Каким словом определил его болезнь дедушка Лодыжкин? (блажной – взбаломошный, неуравновешенный, сумасбродный, своенравный, неистовый, бешеный,, с причудами )
5. Как ещё можно назвать мальчика? (Грубый, неласковый, злой, бессердечный, невоспитанный, капризный, избалованный, нетерпеливый)
Миктоитог: обитатели дачи во всем потакали взбаломошному мальчику.
3. Выступление
1. Как отнеслась к появлению бродячих артистов дама в голубом капоте? Подтвердите свой ответ строчками из текста.(с.211) Как вы думаете, кем была эта дама? (хозяйка дачи, мать Трилли)
2. Расскажите, как работал Сергей. Оцените его способности. (Жонглировал, выполнял акробатические упражнения, работал хорошо «чисто», с охотой)
3. Как выступал Арто? (переворачивался, танцевал,, прыгал, садился и лаял по команде, был обучен собирать плату за выступления поднося картуз в зубах на задних лапах к публике).
4. Для чего дедушка Лодыжкин имел при себе кизиловый хлыстик? Он действительно бил им пуделя? (для дрессированной собаки каждое движение дедушки – это сигнал к какому-либо действию. Взмах хлыста – это часть представления).
5. Заплатила ли барыня актёрам за выступление? Расскажите, как это произошло.
Миктоитог: выступление труппы понравилось всем обитателям дачи, но барыня так и не заплатила.
4. «Хочу собаку!»
1. Чего потребовал Трилли?
2. Какое слово главное в его выкриках? (ХОЧУ. МНЕ. )
3. Чего хотела барыня от старика? Как она с ним раз-говаривала? (И барыня, и доктор, и гувернантки – образованные люди, Однако образованность не научила главному – вежливости по отношению к людям, доброте. Обитатели видят в бродячей труппе – голодранцев и обманщиков. Трилли видит пример взрослых и во всем следует ему. Он по-хамски заявляет о своих требованиях. Он избалован, эгоистичен, чувствует безнаказанность.)
4. Как держался дедушка Лодыжкин? (Старик беден, но у него есть чувство гордости, собственного достоинства). Почему он не продал пуделя? (Не все то продается, что покупается»
5. Как отнеслись к происшествию на даче Сергей и дедушка? (Серей и дедушка с насмешкой и удивлением наблюдают за происходящим, принимая Трилли за сумасшедшего. Ведут себя с достоинством не грубят.)(с.215)
6. Найдите в учебнике отрывок, где оценку Трилли дал дедушка Лодыжкин. Согласны ли вы с его оценкой? Ответьте на вопрос Лодыжкина о Трилли: «Как его такого вырастили. » (с.216)
Микроитог: Взрослые исполняют все прихоти избалованного с детства мальчишки и готовы выполнить его желания любыми средствами (купить за любые деньги, украсть).
5. Похищение и спасение Арто.
– Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (пропажа Арто)
– Почему Серёжа решил выкрасть Арто? (друзей в беде не бросают)
– Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь? (смелый, решительный
— Мать Трилли не смогла купить собаку у дедушки Лодыжкина. Чего ещё она не сможет купить ни за какие деньги?
— Что в жизни не продается и не покупается? (преданность, верность, дружба)
Итог: О чём заставил задуматься рассказ Куприна «Белый пудель»?
Автор учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным; осуждает черствость и бездушие людей.
IV.Физминутка.
V. Подготовка к обобщающей деятельности
— Как вы понимаете слова?
Нравственный человек — проявляющий хорошие душевные качества.
Безнравственный человек – проявляющий отрицательные качества характера.
(назвать нравственные и безнравственные качества человека)
Любовь, понимание, жестокость, грубость, неблагодарность, несправедливость, уважение, терпение, забота, равнодушие, прощение, правдивость, любовь, честность, дружба, забота, доброта, вежливость, сердечность, ласка, грубость, зло, равнодушие, ненависть, враньё, лживость, бессердечие, чёрствость, жестокость.
— Кого из персонажей рассказа вы назовёте нравственным человеком, а кого – безнравственным?
— Почему Трилли не имел друзей? (потому что он привык командовать и капризничать)
Вывод: настоящим человеком и другом может быть только нравственный человек.
VI. Обобщение знаний силами обучающихся
Характеристика героев произведения
Старик
заботливый добрый справедливый мудрый Серёжа внимательный ласковый работящий вежливый
преданный
верный Трилли
Грубый неласковый злой бессердечный невоспитанный капризный избалованный нетерпеливый
Взбаломошный, неуравновешенный, сумсбродный, своенравный, неистовый, бешеный,, с причудами, грубый, внимательный, невоспитанный, капризный, заботливый, неласковый, злой, добрый, бессердечный, справедливый, мудрый, ласковый, избалованный, нетерпеливый, работящий, вежливый, преданный, верный
— Каким человеком вырастет Сергей?
— Что получится из Трилли?
Применение знаний и умений
В жизни человека самое главное – это дружба. Настоящего друга за деньги купить нельзя, пускай твой друг и не человек.
Шкатулка с ПОСЛОВИЦАМИ. (Каждый ученик получает одну пословицу. Необходимо прочитать её и связать её толкование с рассказом.
• Крепкую дружбу и топором не разрубишь. (Это значит, если ты с кем- то по- настоящему дружишь, то эту дружбу с этим человеком ничто не сможет разрушить! Тяготы бродячей труппы только сплотили героев)
• Птица сильна крыльями, а человек дружбой. (Главное у птиц это крылья, с помощью их они могут улететь от опасности, а у человека главная дружба с человеком, который может поддержать и помочь ему)
• Друг за дружку держаться — ничего не бояться. (Если друг за дружку держаться, то никакая опасность и беда не страшна)
• Сам умирай, а друга выручай. (Друг другу надо помогать, друг друга в беде не бросать. Сергей вернул своего друга Арто)
• Друга на деньги не купишь. («Собаками не торгую!» Потому что Арто для Серёжи и Лодыжкина был настоящим преданным другом)
• Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех. (Каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу, потому что дружба – это великая сила)
Основной смысл рассказа.
Чему научил вас этот рассказ? (Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека.).
VII. Обобщение знаний учителем, использование обобщённых знаний при решении жизненно-практических задач
Сказка-притча:
БОГАТСТВО, ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете.
И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
– Кто там?
За дверью ему ответили:
– Это твоё богатство.
Но старец ответил:
– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
– Кто там? – спросил он.
– Это твоя любовь! – услышал он ответ.
Но старец сказал:
– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
– Кто там? – спросил старик.
– Это твоя дружба! – услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:
– Друзьям я всегда рад.
Но вдруг. вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
– Но ведь я пригласил только дружбу!
На это вошедшие ответили ему:
– Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
VIII. Домашнее задание:
подготовить сообщение-рассуждение о своем друге: человеке или животном, объяснить, чем он вам дорог, почему вы его считаете своим другом.
IX. Подведение итогов.
Завершить хочу урок следующими словами.
Как хорошо когда есть друг,
Всегда он рядом будет,
В час радости, и в час недуг,
С ним горе всё забудешь,
Друг, как брат, вас поймет с полуслова
Не обидит и не предаст,
Сдержит каждое свое слово
Будет радовать каждый раз.
Дорожите каждый миг своим другом
В жизни много бывает потерь,
Берегите, цените, любите
И дарите тепло каждый день!
Настоящий друг всегда рядом,
Он подставит всегда плечо,
Озаряя вас добрым взглядом
Будет рядом, когда горячо.

Читайте так же:  Бультерьер с цветами

Данная разработка урока является практическим материалом для учителя русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по теме «И. А. Куприн «Белый пудель»»

Урок литературы И. А. Куприн «Белый пудель»

Цели урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; формировать читательские навыки,познакомить терминами конфликт, сюжет, композиция художественного текста: завязка

воспитывать: доброту и сострадание к окружающему миру, любовь к животным,ценностное отношение к дружбе, ответственность.

формировать умение находить основные темы художественного произведения на примере рассказа «Белый пудель» А.И. Куприна,

уметь определять особенности сюжета и композиции художественного произведения,

уметьпересказывать текст от лица героя произведения;

обеспечить повторение теории литературы, портрет, литературный герой, композиция художественного текста.

-умении понимать проблему,

-подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

-выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,

— умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

формировать у учащихся желание быть сильными личностями:

— стремление искать выход в трудных жизненных ситуациях;

-мнение принимать верное решение, отстаивать свой выбор,

-стремиться избавиться от таких человеческих качеств как эгоизм, капризность, вседозволенность.

Типурока:урок внеклассного чтения.

Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги. Яраданашемуочередномусотрудничествуиуверена, что работанаурокебудетинтереснойипродуктивной. Ребятам желаю удачи. Будьте уверенны в себе и верьте в свой успех.

2. Введение в тему урока. Актуализация знаний.

У нас сегодня урок внеклассного чтения. Вы готовились к сегодняшнему уроку внеурочное время.

Учитель. Какие задачи ставились перед вами?

— прочитать рассказ «Белый пудель»;

— познакомиться с биографией и творчеством А.И. Куприна ;

— подготовить сообщенийо истории создания рассказа;

— подготовить аннотацию к рассказу.

3. Объявление темы и целей урока.

Учитель. Давайте вместе определим тему. И поставим перед собой цели:

— что мы должны знать? Что должны уметь? Чему научиться? Чему насучит этот рассказ?

Постановка проблемного вопроса. Вы прочитали рассказ. Я задам вам 3 главных вопроса.

Где происходили события, описанные в рассказе? (найдите доказательство в тексте)

Что стало основой сюжета произведения? (по этому вопросу вы готовили сообщение

На 3 вопрос вам нужно ответь в конце урока , когда мы проанализируем рассказ.

Дети, как вы думаете, о чем рассказ? О собаке. (Ответы. ) Но не только.

О бродячих артистах? Да, но не совсем.

Какую главную тему поднимает Куприн в рассказе?

Рассказ о писателе .

Презентация. слайд 1-8. Ученики рассказывают о писателе.

Учитель. Что вам известно об реальной основе сюжета?

Рассказ о реальной основе сюжета (из воспоминаний дочери А.И.Куприна)

Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и с ними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.

После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.

«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, — рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»

4.Знакомство с рассказом.

1. По иллюстрациям к рассказу постройте историю описанную писателем в рассказе. По картинкам кратко передайте содержание.

2. Со скольких глав состоит рассказ? (Ответ 6)

На уроке по рассказу А.И.Куприна «Белый пудель» рассматриваются проблемы взаимоотношений детей и взрослых, формируется умение анализировать текст художественного произведения.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_rasskazu_kuprina_belyy_pudel.docx 21.21 КБ

Предварительный просмотр:

А.И.Куприн « Белый пудель».

«Не всё продается, что покупается»

Цель урока: формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор.

Оборудование: портрет А.И. Куприна, иллюстрации к рассказу, презентация

После краткого сообщения о биографии писателя и обмена впечатлениями о рассказе ребятам предлагается составить устный рассказ на тему «Один день из жизни бродячей труппы», попытавшись представить не тот день, который описал Куприн, а любой другой .

2. Какие трудности встречаются на пути бродячих артистов? (Голод, унижения, побои)

3. Какой характер складывается у человека, которому приходится жить в подобных условиях?

4. Докажите, Серёжа и дедушка Лодыжкин не ожесточились, не озлобились.

Устное рисование: дедушка Лодыжкин и Серёжа

(« Дедушка Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо».

«Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, любил он своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея».

« — Что, брат пёсик? Тепло? – спросил дедушка»

« — Поди сюда, Арто, поди, моя собаченька».

— Н-да, братец ты мой, ничего не поделаешь. »

«- Иди-иди, дурашка, чего рот разинул? – подталкивал его шутливо старик»

«Сергей остался навеки связан с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами»

« — Тут и выкупаемся, дедушка Лодыжкин, сказал решительно Сергей. На ходу он уже успел , прыгая то на одной, то на другой ноге, стащить с себя панталоны.»

Что дальше сделал Сергей?

« — Давай я тебе пособлю орган снять»

«Дедушка раздевался не торопясь».

« Прикрыв глаза ладонью от солнца и щурясь, он с любовной усмешкой глядел на Сергея».

«Потом он разломил краюху на три неровные части..»

Как дедушка Лодыжкин разделил хлеб?

«. одну, самую большую, он протянул Серёже, другую, поменьше, оставил для пуделя, самую маленькую взял себе»

О чём мечтает дедушка Лодыжкин?

«- Перво дело — куплю тебе костюм: розовое трико с золотом. туфли тоже розовые, атласные. В Киеве, в Харькове или, например, скажем, в городе Одессе — там, брат, во какие цирки. Фонарей видимо-невидимо. все электричество горит. Народу, может быть, тысяч пять, а то и больше. почему я знаю? Фамилию мы тебе сочиним непременно итальянскую. Что такая за фамилия Естифеев или, скажем, Лодыжкин? Чепуха одна — нет никакого в ней воображения. А мы тебя в афише запустим — Антонио или, например, тоже хорошо — Энрико или Альфонзо. »

Обратить внимание: мечтает не о собственном благополучии, а о благополучии Сергея.

— Какой эпизод ярче всего раскрывает силу любви артистов маленькой бродячей труппы?

— Почему дедушка не продал Арто, ведь на эти деньги он мог бы осуществить все свои мечты?

— Какие ещё качества характера помогают Серёже и дедушке Лодыжкину ?

(Интерес к жизни, умение видеть красоту окружающего мира, восхищаться ей: «. многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду — на клумбах, на изгородях, на стенах дач — яркие, великолепные душистые розы, — все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.

— Дедушка Лодыжкин, а дедушка, глянь-кось, в фонтане-то — золотые рыбы. Ей-богу, дедушка, золотые, умереть мне на месте! — кричал мальчик, прижимаясь лицом к решетке, огораживающей сад с большим бассейном посредине. — Дедушка, а персики! Бона сколько! На одном дереве!»

Жизнерадостность, умение с юмором относиться к своим неудачам : « Долгое время старик и мальчик шли молча, но вдруг, точно по уговору, взглянули друг на друга и рассмеялись: сначала захохотал Сергей, а потом, глядя на него, но с некоторым смущением, улыбнулся и Лодыжкин.

— Что?, дедушка Лодыжкин? Ты все знаешь? — поддразнил его лукаво Сергей.

— Да-а, брат. Обмишулились мы с тобой, — покачал головой старый шарманщик». )

— А удалось ли героям сохранить в такой обстановке гордость, чувство собственного достоинства?

(Несмотря на скитания, голод и унижения, героям удаётся сохранить чувство собственного достоинства. Это доказывает эпизод с монетой: « Наконец барыня вышла на балкон, швырнула сверху в подставленную шляпу Сергея маленькую белую монетку и тотчас же скрылась. Монета оказалась старым, стертым с обеих сторон и вдобавок дырявым гривенником. Дедушка долго с недоумением рассматривал ее. Он уже вышел на дорогу и отошел далеко от дачи, по все еще держал гривенник на ладони, как будто взвешивая его.

— Н-да-а. Ловко! — произнес он, внезапно остановившись. — Могу сказать. А мы-то, три дурня, старались. Уж лучше бы она хоть пуговицу дала, что ли. Ту по крайности куда-нибудь пришить можно. А что я с этой дрянью буду делать? Барыня небось думает: все равно старик кому-нибудь ее ночью спустит, потихоньку, значит. Нет-с, очень ошибаетесь, сударыня. Старик Лодыжкин такой гадостью заниматься не станет. Да-с! Вот вам ваш драгоценный гривенник! Вот!

И он с негодованием и с гордостью бросил монету, которая, слабо звякнув, зарылась в белую дорожную пыль»

Составление сценария кинофильма: чем занималась барыня четверть часа, пока Сергей и дедушка Лодыжкин ждали плату за выступление?

О чувстве собственного достоинства свидетельствует и разговор дедушки Лодыжкина с дворником: « Дедушка, который успел уже в это время напялить на себя коричневый, позеленевший на швах пиджак, гордо выпрямился, насколько ему позволяла вечно согнутая спина.

— Я тебе одно скажу, парень, — начал он не без торжественности. — Примерно, ежели бы у тебя был брат или, скажем, друг, который, значит, с самого сыздетства. Постой, друже, ты собаке колбасу даром не стравляй. сам лучше скушай. этим, брат, ее не подкупишь. Говорю, ежели бы у тебя был самый что ни на есть верный друг. который сыздетства. То за сколько бы ты его примерно продал?

— Вот те и приравнял. Ты так и скажи своему барину, который железную дорогу строит, — возвысил голос дедушка. — Так и скажи: не все, мол, продается, что покупается».)

— Во время трудных испытаний по-разному раскрываются характеры героев. Давайте откроем 5 главу и посмотрим, что изменилось во взаимоотношениях артистов после пропажи собаки.

(Если в первых главах дедушка Лодыжкин выступал в роли руководителя труппы, то после пропажи Арто он проявляет беспомощность и слабость, а Серёжа, напротив, ведёт себя как мужественный, решительный человек, командует дедушкой Лодыжкиным и помогает ему.)

— В какой момент Серёжа принял решение вернуть Арто?

— Докажите, что в дальнейшем Серёжа не бросит дедушку?

( «- Пойдем, дедушка, — сказал он повелительно и ласково в то же время. — К черту пачпорт, пойдем! Не ночевать же нам на большой дороге».)

— Мы начинали урок с того, что пытались представить один день из жизни бродячей труппы. А теперь давайте попытаемся представить себе один день из жизни Трилли.

— «Как его, такого, вырастили, шут его возьми?»

— Почему нищие артисты оказались добрей и благородней живущих в достатке богачей?

— Как вы думаете, кто счастливее: Сергей или Трилли?

— Мать Трилли не смогла купить собаку у дедушки Лодыжкина. Чего ещё она не сможет купить ни за какие деньги?

— О чём заставил задуматься рассказ Куприна «Белый пудель»?

Похожие статьи:

Йоркширский терьер сучки

18.08.2020 21:32 дата обновления страницы Разведение Йоркширского терьера Дата создания сайта: 08/ 0 7/201 3 Дата создания сайта: 08/ 0 7/201 3 Дата обновления главной страницы: 18.08.2020 21:32 e-mail: [email protected]

Ши-тцу окрас

В породе ши-тцу допустимы любые окрасы Ши-тцу красивы в любом окрасе, если они высокопородны. Если Вы увидели и влюбились в ши-тцу с картинки, в красивом костюмчике, с бантиками или красиво

Китайская хохлатая лысыя собака

Китайская хохлатая собака, пожалуй, одна из самых оригинальных пород среди четвероногих. Уже само появление представителей с пушистой шубкой и без таковой вызывает изумление. С виду хрупкие и беззащитные – внутри